График

На днях все местные СМИ сообщили о том, что в Оренбургской области провели тысячную трансфузию антиковидной плазмы, и что область одной из первых в России включилась в программу по ее производству. При этом «медики отмечают, что плазма переболевших Covid-19 — эффективное средство лечения для больных».
Между тем, в конце ноября NEJM опубликовал (DOI: 10.1056/NEJMoa2031304) результаты рандомизированного испытания, включавшего 333 госпитализированных пациентов (средний возраст 62 года) с тяжелой пневмонией COVID-19, которые получали либо реконвалесцентную плазму (228 больных), либо плацебо (105 больных). Основным критерием включения было сатурация кислорода<93% при дыхании окружающим воздухом; пациенты, получавшие ИВЛ, были исключены. На 30-й день не было значительных различий в клиническом статусе и летальности между пациентами, получавшими реконвалесцентную плазму, и теми, кто получал плацебо. Летальность составила около 11% в обеих группах.

Это уже второе исследование, установившее отсутствие пользы от применения реконвалесцентной плазмы у больных с COVID-19. Первое было опубликовано в BMJ еще в октябре (https://doi.org/10.1136/bmj.m3939).
Это очередной пример различий между впечатлениями врачей и результатами научных исследований. Именно на основе убеждения «раз вижу, что помогает, значит, помогает» с эпохи Возрождения и до конца 19 века чуть ли не от всех болезней повально применялось кровопускание. Как теперь известно, жертвами этой «панацеи» стали Людовик XIII и Джордж Вашингтон, и, предположительно, больше французов, чем во всех войнах, в которых участвовала Франция тех времен. Таких примеров вреда от лечения, основанного на личных симпатиях и предпочтениях – хоть пруд пруди.

Facebook