Первый — интервью П. Воробьева, касающееся в основном сокращения медицинских организаций по стране (http://www.newizv.ru/society/2014-10-09/208767-akademik-ramn-pavel-vorobev.html)
Второе — комментарий Е. Гонтмахера на «Эхе» (http://echo.msk.ru/blog/gontmaher/1417254-echo/). Цитата:
»
новация, которая ждет только своего законодательного оформления, — это повышение платежей в Фонд обязательного медицинского страхования. Сейчас работодатель отчисляет туда 5,1% только от годовой зарплаты 624 тыс. рублей. Все, что свыше этой планки, платежом не облагается. Со следующего года эта планка отменяется, т.е. придется платить с любой зарплаты. Казалось бы, дело хорошее. Ведь наша медицина, несмотря на увеличение государственных вливаний, по-прежнему сильно недофинансируется. Но возникают вопросы.
Почему наше государство скребет по сусекам, чтобы пополнить Фонд обязательного медицинского страхования, вместо того чтобы слегка сэкономить, — например, на расходах на оборону, которые в 2013 году составили 2,1 триллиона рублей, а в этом году приблизятся к 3 триллионам? Это с лихвой бы перекрыло ту добавку, которая ожидается от распространения обязательного платежа на всю оплату труда — примерно 200 миллиардов рублей.
Чтобы ответить на этот вопрос, задам следующий: почему значительная часть из этих 200 миллиардов рублей поступит, как официально заявлено, не в Фонд обязательного медицинского страхования, а будет изъята в федеральный бюджет? То есть что получается: под видом улучшения финансирования медицины проводится просто реквизиция денег работодателей на поддержание штанов нашего государства. Так что ответ понятен: бюджетная ситуация в России совсем плохая. Причем до такой степени, что пришлось пойти на прямое нарушение законодательно оформленных принципов социального страхования. Статьей 16 закона «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования изъятию не подлежат.
Налицо, однако, не только вопиющий правовой нигилизм, но и элементарная неграмотность тех, кто не может увидеть принципиальное различие природы налога и страхового взноса.
О чем же идет речь?
Налог — это деньги, которые никак не окрашены, и, поступив в казну, они могут быть отправлены на любые цели. А вот страховой взнос (в государственные внебюджетные фонды: пенсионный, социального страхования и обязательного медицинского страхования) — это фактически отложенная часть нашей зарплаты, уплачиваемая за нас работодателем в связи с вполне конкретными рисками, которые могут стать реальностью.
Например, человек достигает пенсионного возраста и не может работать из-за общей изношенности организма. Этот страховой риск покрывается пенсией, размер которой устанавливается в связи с накопленными за всю трудовую жизнь взносами. Я, конечно, примитивизирую схему, потому что в действительности многие люди продолжают работать, выйдя на пенсию, но эти отклонения не отменяют основополагающего принципа.
Из Фонда социального страхования покрывается риск временной нетрудоспособности. Далеко не все знают, что выплаты по больничному листу производит не работодатель, а именно этот фонд, в котором накапливаются уплаченные за работника взносы.
Точно так же платежи в Фонд обязательного медицинского страхования не должны идти никуда, кроме как на оплату услуг здравоохранения. Тем более что действующим законодательством предусмотрен переход от смешанного, бюджетно-страхового финансирования этой отрасли к одноканальному поступлению туда денег — именно из страховых средств.
Могут сказать: а в чем тут проблема? Ведь средства страховых платежей являются федеральной собственностью, поэтому правительство может с ними делать все что угодно. Но в расчет не берется один момент: сам факт зачисления во внебюджетные государственные фонды денег, уплаченных работодателем, создает наши индивидуальные и неотъемлемые, как это вытекает из природы социального страхования, ПРАВА на получение из них пенсии, пособия по временной нетрудоспособности и медицинской помощи.»
А. Носик добавляет: «Изумительная история. Из наших зарплат предлагают вычитать больше денег на медицинское обслуживание, но до Фонда обязательного медицинского страхования наши платежи не дойдут, потому что их по дороге перехватят и направят на другие нужды. Ну, там индексация зарплаты Сечину, Костину и Миллеру, строительство моста в Крым, да и пропагандонам прибавка к жалованию не повредит, а то оголодали, бедные, на 85 миллиардов казённых рублей, не считая субвенций…»
А вы говорите, денег на здравоохранение не хватает!
Василий Власов