В последний год мы стали свидетелями освоения Минздравом нового метода оплаты госпитализаций — по КСГ (они же DRG). Бывший министр с высоты своего нынешнего положения пеняет  В. Скворцовой — дескать, такой способ оплаты не предусмотрен ни законом, ни подзаконными актами.

Возникает впечатление, что Минздрав, поскольку не может навести порядок в системе (именно такое определение ситуации — беспорядок — предпочитают некоторые знающие люди, в прессе называемые «экспертами»), хватается за организационные новинки в надежде, что они то ли проблемы решат, то ли одобрение начальства заслужат.

Началось это, конечно, не при В. Скворцовой. Перечислим хотя бы основные увлечения:

— Лекарственное обеспечение больных редкими болезнями в то время, когда лекарствами не обеспечено лечение даже самых частых, самых убийственных болезней нашего народа.

— Разработка сложнейших схем разделения затрат (cost sharing) в то время, как даже с простейшими программами закупки лекарств министерство не справляется.

— Колоссальные затраты на «высокотехнологичную помощь» в то время, как доступ к врачу в первичке не обеспечен.

Теперь вот — КСГ.

Проект, финансируемый Всемирным банком, не закончился даже на первых экспериментальных площадках, еще методика не разработана, а Минздрав уже приказал срочно ее внедрять во всей стране с «завтрашнего дня» (в программе ГГ осенью 2013 г., начиная с января 2014).

А что известно науке о полезности этой инновации? К счастью, нашлись добрые люди, обобщили (http://www.plosone.org/article/fetchObject.action?uri=info%3Adoi%2F10.1371%2Fjournal.pone.0109975&representation=PDF). Действительно, выписка больных ускоряется, но зато увеличивается повторная госпитализация. А еще — резко растет нагрузка на организации, где долечивваются больные. Т.е. на те организации, которых у нас практически нет. Раньше у нас некоторый избыток коек позволял больных «додерживать» в больнице. Теперь, вероятно, их будут выкидывать домой, на руки той самой неукомлектованной первичной медицинской помощи, которую так любят ругать медицинские столичные начальники, сыто живущие за счет «дорогостоя».

Василий Власов