Как только Совальди и др. с их запредельными ценами угнездились на рынке и массовая пресса, а не только профессиоанльыне издания сделали широко известным факт — есть эффектвные лекарства от гепатита С — в бой пошли массы.

Только в США такие дорогие лекарства доступны людям по-настоящему. Для того, чтобы ограничить их применение, применяют единственно доступные в условиях их юридической системы ограничения. Например, разрешают прописывать эти лекарства за общественные средства только гепатологаам и инфекционистам. Или: запрещают прописывать тем, кто в течение последнего года продолжает алкоголизироваться и принимать инъекционные наркотики.

Продавцы дорогих таблеток хотят увеличения продаж. Основной путь — снять ограничения, сделать так, чтобы любой врач мог назначать и чтоб всем пациентам с гепатитом С. А еще лучше, чтобы можно было и по другим показаниям (а почему нет? — лишь бы продажи росли).

Естественным способом является привлечение высокооплачиваемых экспертов и использование пациентских организаций. Они занимаются лоббированием в Конгрессе, в городских коммунити, в прессе. Они представляют наложенные ограничения как несправедливые и даже вредные. Часть из аргументов выглядят как разумные и, может быть, таковыми и являются. Например, предоставление очень дорогого лечения наркоманам представляется особенно полезным, поскольку именно наркоманы являются источником заражения для других наркоманов. Вылечили — и вот наркоман безопасен. Чуть поскрести аргумент, и опять вылезает интерес продавца: наркоман опять заразится, его опять надо лечить, опять за Совальди деньги.

Подчеркнем, что тут речь идет о США. В России эти супердорогие лекарства зарегистрированы, но никакого разумного и справедливого ограничения на их использование не наложено. Это означает, что эти лекарства, как и все остальное в нашей стране, за общественный счет получат допущенные к столу.

Василий Власов