По итогам 1-8 месяцев 2015 г. Госкомстат сообщает, что умерло на 15 500 больше, чем в 2014, а родилось на 11300 меньше.

Иными словами, примерно на 1% смертность выше, чем в прошлом году (0,8).

По традиции уже Минздрав нас радует сообщениями о снижении перинатальной и детской смертности. Когда-то лидер в мире, СССР затем потерял темп, и Россия, улучшая свои показатели, последнее десятилетие приближается к показателям благополучных стран медленно… Точнее, приближается, как к горизонту: чем дальше, тем труднее поверить, что сближение состоится.

По итогам 8 месяцев смертность детей в возрасте до 1 года снижается. Неприятно удивительно, однако, что есть три региона (Калужская, Орловская, Псковская и Ненецкий АО), где есть более чем 30% прирост смертности в возрасте до 1 года. Этот показатель в условиях высокой детской смертности говорит об общем неблагополучии и «не лечится» медицинской помощью. Но на нашем уровне смертности он — явный указатель на то, что плохо стало с доступностью медпомощи. В этих регионах (кроме Псковской области) наблюдается рост рождаемости, так что происхождение повышенной смертности может быть относительно сложным.

От Минздрава зависит кодирование причин смерти и потому при росте смертности цифры причин смерти отражают кампанию «борьбы против сердечно-сосудистой смертности». В августе — на 5,3% ниже, чем в августе 2014 года. Поскольку народ у нас плохой, руки не моет и пьянствует, то в августе от «других инфекций» умерло на 11% больше, а от отравлений алкоголем — на 15%. Вот скоро Нацмедпалата подвигнет Минздрав и Правительство к тому, чтобы больных наказывать, они тогда попляшут, алкоголики и грязнули!

Лидерами снижения сердечно-сосудистой смертности (на 15% и более!) стали Липецкая, Московская и Амурская области, Адыгея). Если в Липецкой и Московской наблюдается снижение смертности к прошлому году, и снижение сердечно-сосудистой смертности выглядит как часть этого снижения, то  в Амурской области и Адыгее снижения смертности нет. Поэтому снижение сердечно-сосудистой смертности продолжает выглядеть как манипуляция с цифрами, что подтверждается и этим примером.

Радует снижение числа убийств и самоубийств (на 9 и 8% соответственно), впрочем, настолько, насколько этому можно верить.

В сухом остатке: ясных причин повышения смертости в этом году нет. Статистика более детальная отражает скорее манипуляции цифрами, чем реальные сдвиги, а потому и дать уверенные объяснения невозможно.

Василий Власов