Самый распространенный способ обмана — сокрытие информации. В статье в BMJ Open группа авторов отследила по ряду баз данных, насколько ныне сведения о проведенных РКИ доступны врачам.Если что-то не опубликовано, то, вероятнее всего, скрыта информация о неэффективности лекарства или его побочных эффектах. Без полной информации нельзя разумно применять лекарства.

Исследовали, конечно, лекарства, одобренные  FDA, учитывали только 2012 год и только «большие» фармкомпании. Ясно, что если взять малые или практику разрешения в Словении или России, то там всё будет заведомо невозможно плохо и будет сложно получить адекватную информацию для анализа.

Только 57% РКИ были проспективно зарегистрированы, только 20% представили информацию в ClinicalTrials.gov, только 56% результаты опубликовали.

Если смотреть по компаниям, то хотя бы по одному лекарству (!) выглядит так, что все опубликовано у GlaxoSmithKline, Johnson & Johnson и Pfizer. Gilead, давний «рекордсмен» в «антирейтингах», умудрился по своему Стрибальду опубликовать только 21% результатов. У Sanofi’s примерно то же самое с Aubagio.

Комментаторы из http://bioethicsinternational.org/ отмечают,

что всего каких-то 15-17 лет фарминдустрия была одним из самыхуважаемых видов бизнеса в США. А теперь лишь 12% американцев считают этот бизнес честным и этичным.

Василий Власов