19 апреля состоялось три заседания, где мы послушали доклады и поговорили о насущном и больном

М. Аливердиева – офтальмолог и ученик ВШЭ рассказала про то, как протекает пресловутая (это я так назвал, ВВВ) диспансеризация на примере скрининга на глаукому. Плохо работают офтальмологи в поликлинике при диспансеризации. Почти всех выявленных отправляют на консультации в офтальмологическую клинику, и из них имеют глаукому только 39%. Почему? Нет, дело в основном не в оборудовании. Времени нет разбираться. В результате ожидание решения занимает более 4 месяцев. Автор предлагает изменить опросник диспансеризации и выбирать для измерения давления группу риска, а в т.ч. по наличию глаукомы у родственников. И. Шейман внимательно слушал и говорит: так, может, и не надо офтальмологам в поликлинике принимать в этом деле участия? Всех ведь все равно посылают в клинику? Докладчик не согласилась — как же, в поликлинике без офтальмологов никак.

Гостья из дружественного ИЭП Гайдара М. Канева рассказала про то, как она анализировала готовность людей платить за «кооперативное» страхование – т.е. про дополнительное к ОМС. Получилось, что богатые готовнее, но и они спрашивают — а качество-то будет? И. Шейман напомнил, что лучше бы дополнительный/платный объем создавать как прибавку к базовому компоненту ОМС, тогда и прибавка эта будет работать по правилам ОМС – дешевле и, наверное, эффективнее.

В. Давыленко, доехавший к нам из Тюмени, рассказал о том, как здравоохранение Тюмени реагирует на проблемы финансирования и проч., в т.ч. в сравнении с прочей Россией и на фоне международных сравнений. Получилось, что все стабильненько. Правда, при предложении платных услуг пациенты потребляю их 10%, а 90% становятся в лист ожидания. Получают ли они услугу в конце концов, автор не сказал. А я не спросил.

В. Хабибулина, питерская гостья, начала рассказывать про моделирование и про медпрофилактику. А потом сконкретизировалась до такого малого-конкретного вопроса как совпадение ответов у мужа и жены по вопросам, по которым они должны были бы совпадать. Оказалось, что мужья и жены несколько по-разному отвечают, например, про использование презерватива. На 10% примерно расходятся. Хороший пример для объяснения – зачем нужна дескриптивная статистика с ее доверительными интервалами.

E. Селезнева, наша коллега из ВШЭ, а когда-то вообще наш человек, кафедральный, рассказала про влияние ДМС-страховки на оценки доступности помощи. Оказалось, опять же, что доход- главное.

Е. Тарасенко рассказала про опыт интеграции мед. помощи и социальной помощи. Не у нас. Координация у нас очень слаба… А опыт зарубежный есть, и хороший. Интеграция должна дать повышение эффективности в целом и клиентоориентированности, и пациеноцентричности. И. Шейман задается вопросом: а нужно ли административно объединять? Типа в одно министерство? Е.А. Тарасенко считает, что да. А. Шейман сомневается, вот в Англии — миниформы объединения, деньгами. В Москве экспериментируют с комплексной поддержкой, но за счет денег медицины, что не дает устойчивой модели.

А. Темницкий поведал про анализ материалов, полученных в очередном опросе врачей. С мотивацией у врачей дело оказалось не очень понятное, а факторный анализ этому и не способствовал. Вроде, врачи прагматичны и хотят, чтобы у них и у их близких, а также в их кругу было хорошо. Логично. Альтруистов в среде обследованных не обнаружили. Печально.

Магистр ВШЭ Виктория Панкевич изучала удовлетворенность своим трудом врачей в частных и прочих организациях. Получилось, что в частных удовлетворенность выше. Дольше работают — выше удовлетворение (критичный слушатель сразу заметил – кто не удовлетворен – 10 лет не вытерпит); условиями труда в частных более удовлетворены. Но денег все хотят больше.

Из Омска (Т. Лапина со товарищи) оценку готовности врачей к повышению качества и доступности медобслуживания оценивали. Фокус группа с главнюками и 110 врачей. У главнюков реакция негативная — всё и так предписано. Половина даже к обучению относятся отрицательно. Врачи хотят в большинстве кое-что улучшить. У аудитории встретило непонимание то, что удовлетворенность пациентов оценивали по мнению врачей.

Е. Калабина рассказала про повышение зарплаты в Свердловской обл. По крупной больнице, где 1266 работников. В области повышение зарплаты даже лучше, чем в России в среднем. Увеличился размах различий. Система работает плооохо. Эффективный контракт фиииктивен. Совместительство… у младших 3.3, а врачи 1.4. У врачей 18% дает оклад, а стимулирующие выплаты 43%. Время не отрабатывают по своим совмещениям люди, и платят им стимулирующие… Неравенство растет. Выплаты не связаны с параметрами труда сотрудника. Доклад породил массу вопросов и живую дискуссию.

Рефераты доступны на сайте ВШЭ, в программе конференции.