Аналитики разного рода, рассматривая развитие системы здравоохранения России, всегда (ну, почти всегда — я этого не делал) суммировали расходы в рамках нацпроекта «Здоровье» и «модернизации» с основным финансированием, и приходили к состоянию глубокого удовлетворения.

Между тем, помимо того, что все эти огромные расходы были, судя по всему, произведены в основном для того, чтобы направить деньги правильным людям, расходы неминуемо были неэффективны. В том смысле неэффективны, что адресовались не главным проблемам здравоохранения, а предписанным сверху каналам массовой закупки максимально дорогого железа. Томографы.

В части, касающейся автотранспорта, сотни организаторов здравоохранения вздыхали да жаловались — да, года на два, да, никаких проблем не решает, да, плохой транспорт, но хоть что-то…

С диагностической техникой всё оказалось сложнее, но не лучше. У той, что установили в первые годы, срок эксплуатации кончается. Последние три года из-за плохого финансирования ремонты задерживались, дорогие расходники не закупались…

Система возвращается к состоянию 2006 г.

Напомним, что в этом году с учетом финансирвоания так и не написанного НПП «Здоровье» финансирование здравоохранения в стране вышло на уровень 1991 г. Поднялось, так сказать, до высот. Но ситуация самой системы значительно хуже: сеть медицинских организаций сильно сокращена, в сообенности на селе. Число медицинских работников, в том числе врачей, сократилось. Размеры врачебных участков увеличились. Зарплата на ставку практически не изменилась (только рубль полегчал). Тогда, кто помнит, участковым терапевтам стали приплачивать 10 тыр в месяц, и никого, казалось, не беспокоило, что это не повышение зарплаты, а дополнительная выплата по годичному контракту. Теперь мы видим, что этом был лишь первый шаг к тому, чтобы разрушить систему оплаты труда в медицине. Сегодня законно главврач может заплатить врачу его ставку — типа 14 тыр. И одновременно себе — миллионы рублей. Зарплаты главврачей, измеряющиеся сотнями тысяч, появились тогда же — лет 10 назад.

Лет 50 назад был анекдот: «…вертолет летит, начальник едет, НПП «Здоровье» называется». Вертолет улетел, осталось железо.

Василий Власов