С давних советских времен в стране существовала причудливая ситуация: врачам мало платят, но и ответственности никакой.
Эту особенность ситуации постоянно подчеркивал А. Саверский: административной ответвенности почти нет, а есть уголовная. И что, за неверно принятое решение или небрежность в тюрьму сажать? Соответственно нет ответственности вообще.
Самыми надежными «защитниками» врачей были их начальники. Региональные управления/министерства как правило получали на отзыв заявление о возбуждении уголовного дела/расследования и давали заключение, обосновывающее отказ в возбуждении дела. По опыту общественных организаций, защищающих права пациентов, наибольшие страдания им причинял как раз тупо-прямой отказ от ответственности. Вплоть до того, что пациенты или их сироты обращались к личной мести врачу.
Довольно очевидно, что важнейшим средством разрешения проблемы должно быть появление независимой экспертизы. Несмотря на разговоры о ней и даже появление строки в законе, таковая так и не появилась.
В Татарстане врачи уже столкнулись с новацией: Следственный комитет организует экспертизу «медицинских» дел силами своих экспертов. И они дают заключения как правило (все?) о виновности врачей. У меня самого при мысли об экспертизе Следственного комитета ассоциации с научностью и справедливостью не возникает. Однако, теперь и врачебному сообществу должно стать понятно, что создание института независимой экспертизы и возможности соревновательного представления экспертиз в суде — дело чести и безопасности не только врачебного сообщества, но, в конце концов, и врачей. Каждого врача.
Василий Власов