Бум надежд на «стволовые клетки» 20-летней давности оставил не только тысячи научных статей и тысячи обанкротившихся стартапов и сотни скандалов с фальсификацией, но и, кое-где, коммерчески успешные предприятия.
Например, в России есть «Институт свтоловых клеток». В те давние авантюрные времена, когда нанотехнологии и сколковы — ну, вы знаете, были светом в окошке — тогда на Руси даже лицензии выдавали на «высокотехнологичную медпомощь» с помощью «стволовых клеток». Такое было время, да… Старики сказывают…
Но постепенно ситуация о остволиванием Руси стала неприличной, и Минздрав/Правительство отменили лицензирование этой «деятельности». В результате возникла коллизия, которая дошла до самых верхних этажей судебной власти. Почитайте, это фантазм какой-то.
Василий Власов
==============
ИСКЧ отстоял в суде лицензию на применение клеточных технологий
Девятый арбитражный апелляционный суд города Москвы признал незаконным предписание Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) от 23.12.2015 года в отношении ПАО «Институт стволовых клеток человека» (ИСКЧ) и отменил решение Арбитражного суда г. Москвы по этому делу. Речь идет о признании незаконным требования регулятора сдать лицензию на применение клеточных технологий.
Росздравнадзор провел в декабре 2015 года выездную плановую проверку ИСКЧ на предмет соблюдения обязательных требований, установленных законодательством РФ в сфере контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении медицинской деятельности. Претензий к соблюдению лицензионных требований не оказалось, но регулятор выдал ИСКЧ предписание о необходимости приведения данной лицензии в соответствие с действующим законодательством в связи с тем, что, согласно постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291, из перечня работ, составляющих медицинскую деятельность, исключено «применение клеточных технологий».
Все дальнейшие действия Росздравнадзора были направлены на то, чтобы лишить ИСКЧ разрешения на применения клеточных технологий, сообщили «МВ» в компании. Регулятор предписал сдать выданную им ранее бессрочную лицензию на осуществление высокотехнологичной медицинской помощи с применением клеточных технологий с целью «обмена» по факту лишь в связи с тем, что такой вид медицинских работ и услуг он перестал лицензировать. Однако менять данную лицензию не на что, так как вид деятельности «применение клеточных технологий» исключили из лицензионного контроля сами органы исполнительной власти, отмечает директор ИСКЧ Артур Исаев.
По его словам, Минздрав исключил применение клеточных технологий из закона, а потом и из лицензирования, а после этого Росздравнадзор проверял вид деятельности, который не лицензируется, и требовал вернуть выданную им ранее лицензию. «Сам факт проверки нелицензируемого вида деятельности был незаконным. Мало того, сотрудники Росздравнадзора это понимали и, несмотря ни на что, пытались привлечь нас к административной ответственности, выписывая незаконные предписания. Именно такие незаконные действия органов исполнительной власти называются беспределом и мешают развитию инноваций и бизнеса в России», – подчеркнул Артур Исаев.
В ИСКЧ посчитали, что Росздравнадзор не имел права проводить проверку, поскольку в действующем перечне, утвержденном постановлением № 291, услуги «по применению клеточных технологий» не значатся. Законодателем не определено, в составе каких видов медицинской деятельности оказывается данная услуга, таким образом, вид деятельности «применение клеточных технологий» не является лицензируемым. А значит, лицензия ПАО «ИСКЧ» на применение клеточных технологий не может быть переоформлена на основании ч. 6.1 ст. 22 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Арбитражный суд г. Москвы отказал ИСКЧ в удовлетворении данного заявления, однако высшая судебная инстанция отменила это решение.»