Сегодня Индекс цитирования и все связанное с ним упоминается почти так же часто, как курс доллара. И не только мои студенты, но и некоторые коллеги не знают имени Юджина Гарфилда. А ведь это он сделал. Он, ушедший недавно в возрасте 91 года.
Не многим удается довести свое теоретическое дело до практического результата. А уж с гуманитариями это и вовсе редко бывает. Гарфилд был человеком, который общие соображения и первые наметки пионеров сайентометрии смог разработать в обширное плодоносное поле и превратить свои идеи в общепонятные и общеупотребимые инструменты.
Сегодня изучение цитирования стало широкой практикой и поэтому о нем чаще говорят с неудовлетворением, чем с восторгом. Важно сказать, что Гарфилд хорошо понимал как науку, так и практику измерений и социальные аспекты такой практики. Соответственно, как ответственный ученый он наставивал на правильном применении инструментов. Например, он всячески предостерегал от использования индексов цитирования для оценки отдельных ученых. То, что сгеодня ЦК КПК и прочие начальники мордуют ученых цитированием, это не вина Гарфилда, а беда социальной практики науки. Томсоны-рейтерсы с ельзиверами…
Василий Власов