В конце апреля журнал Stroke опубликовал результаты рандомизированного контролируемого испытания ARTEMIDA по оценке эффективности актовегина при постинсультных когнитивных расстройствах (DOI: https://doi.org/10.1161/strokeaha.116.014321).
В исследовании участвовали 503 пациента, находившихся на лечении в 33 специализированных клиниках России, Белоруссии и Казахстана, которые включались в исследование в течение 1 недели после развития ишемического инсульта. В группы актовегина и плацебо было рандомизировано 248 и 255 пациентов, соответственно. Лечение проводилось в течение 6 месяцев; в группе актовегина больные получали до 20 внутривенных инфузий актовегина с последующим переходом на пероральный прием препарата. После этого в течение еще 6 месяцев пациентам обеих групп проводилось стандартное лечение. Первичной конечной точкой было изменение оценок по шкале ADAS-cog+ (расширенная шкала оценки когнитивных функций при болезни Альцгеймера) через 6 месяцев в сравнении с исходными оценками.
Различия в показателях шкалы ADAS-cog+ через 6 месяцев по сравнению с исходными величинами были представлены в виде разницы средних значений, определенных методом наименьших квадратов (LS), и составили — 6,8 в группе актовегина и — 4,6 в группе плацебо. Разница в этих оценках между группами указана как 2,3 и найдена статистически значимой.
Из-за побочных эффектов, возникших после введения первой дозы препарата, прекратили лечение 21 (8,4%) пациент в группе актовегина и 12 (4,7%) в группе плацебо. Повторные ишемические инсульты в первые 6 месяцев лечения развились у 14 пациентов в группе актовегина и у 7 в группе плацебо. Различия в частоте повторных инсультов не были статистически значимыми.
На основании этих результатов авторы сделали вывод о том, что актовегин положительно влияет на когнитивные функции у пациентов с постинсультными когнитивными расстройствами, а его безопасность соответствует ранее уже установленному профилю безопасности и переносимости.
С таким выводом трудно согласиться, по крайней мере, по трем причинам:
1. Крайне сомнительно, что статистически значимая разница в оценках улучшения когнитивной функции между группами в 2,3 средних LS отражает клиническую значимость этих различий.
2. Очевидно, что различия в частоте повторных инсультов не были статистически значимыми из-за небольшого общего числа этих событий. Они могли бы оказаться статистически значимыми при большем количестве участников исследования.
3. Странно, что в исследовании не оценивалась статистическая значимость различий в частоте побочных эффектов, возникших после введения первой дозы актовегина или плацебо и ставших причинами отказа от лечения.
Следует также учесть, что это исследование было организовано и оплачено производителем актовегина компанией Takeda Pharmaceuticals, которая в 2016 г. запустила его производство в России. Сотрудники Takeda Pharma A/S принимали непосредственное участие в разработке дизайна исследования, а другие его авторы получали гонорары за научные консультации по вопросам клинического исследования и/или за чтение лекций от компаний Nycomed иTakeda.
Актовегин применяется в клинической практике по разным показаниям уже более 50 лет, но его положительное влияние при когнитивных расстройствах никогда не было должным образом доказано.
Валерий Аксёнов