Известно, что идея повышения пенсионного возраста абстрактно принимается почти всеми. Дело лишь в том, что 1) жизнь людей меняется медленно и 2) обещания надо выполнять
Именно поскольку люди хотя и живут дольше, этот процесс медленный, вековой. Соответственно во всех нормальных странах с ответственными правительствами возраст выхода на пенсию повышают медленно (например, на один месяц каждый год) и объявляют эту реформу заранее, лет за 20. Ну и конечно, правитель, обещавший не повышать, не должен повышать…
Главный внештатный гериатр Минздрава РФ Ольга Ткачева решила вставить свои пять копеек в поддержку радикальных конфискационных мер правительства России. Она заявила, что «у продолжающего активную трудовую деятельность человека процесс старения организма замедляется. «С биологической, с медицинской точки зрения этот человек (60-летний россиянин — прим. ред.) достаточно сохранный сегодня. Это человек с хорошим образованием, с хорошим опытом, с хорошим здоровьем и человек, который уже состоялся, это вообще пик жизни, а мы сегодня говорим, что это пенсионный возраст«. Это, конечно, можно было бы считать полной профессиональной непригодностью, если бы не было больше оснований считать это холуйством.
Действительно, те люди, которые дольше работают, не торопятся уходить на пенсию, обычно имеют несколько лучшие показатели здоровья, в том числе психического здоровья. Но это просто феномен отбора. Точно так же те люди, что выживают при плохом оказании медицинской помощи, рассказывают, что все было не так уж и плохо.
Почему О. Ткачева говорит такое? Потому, что она не геронтолог и уж тем более не гериатр. БОльшую часть своей жизни она проработала терапевтом в акушерской клинике, где по определению имела опыт работы только с молодыми женщинами. В последние четыре года, став начальником над гериатрами, она отметилась соавтором ряда статей, имеющих отношение к возрастным изменениям в сердечно-сосудистой системе, и далее — про всё, и про теломеры, и про зубы…
В действительности геронтология
(пожалуйста, не путаем: геронтология — наука о старении, гериатрия — наука и практика медицинской помощи старым; в России, к сожалению, сохраняется множество терминологических ублюдков советского времени, в том числе гериатрические койки в больницах называются геронтологическими)
не знает ответа на вопрос — является ли связь выхода на пенсию и здоровья причинно-следственной.
В некоторых исследованиях показано, что ранний выход на пенсию благоприятен для здоровья, а совсем не поздний.
Выход на пенсию — это преимущественно не проблема здоровья, а проблема условий жизни, социального обеспечения (в том числе пенсионной системы), взаимодействия поколений.
Кто хочет почитать нормальные публикации, а не сервильные высказывания О. Ткачевой — вэлкам:
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/19467567
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/29354075
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/23149431
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/26612237
Василий Власов