В течение 20 лет члены нашего Общества всеми способами, на всех площадках и во всех изданиях разъясняли научную несостоятельность программы «диспансеризации» в целом и большей части ее составляющих. Один из самых вредных аспектов диспансеризации — отсутствие возможности реализовать дообследование и лечение выявленных в ходе первичного скрининга (первый этап на волапюке Минздравовской программы) предположительно больных людей. Отсутствие возможности дообследовать и лечить делает бессмысленным и само первичное выявление.

Более того, отсутствие возможности лечить приводит к неприемлемой ситуации: человеку сказали, что у него, вероятно, рак, но дообследовать его нет возможостей, а на лечение и у страдающих больных средств нет.

Минздрав и все якобы ответственные за диспансеризацию медицинские начальники отмалчивались, а высокие и красивые начальники требовали обязательно обеспечить дообследование и лечение. Но денег не давали. Так это было при коммунистах, так это развивается и в последние 20 лет.

Внезапно директор Драпкина на съезде онкологов объявила, что второй этап диспансеризации не выполняется, и региональные онкологи ее поддержали (https://medvestnik.ru/content/news/Oksana-Drapkina-priznala-fakticheskoe-otsutstvie-vtorogo-etapa-dispanserizacii.html). Причина этакого поворота мне совершенно неясна. Вплоть до того, что я подозреваю побочный эффект инфекции. Не в том смысле, что Др Драпкина инфицировалась и вирус заставляет ее говорить правду. В том смысле, что в период, когда всего не хватает, а плановая онкологическая помощь вообще остановилась, когда скоро от перегрева томографы остановятся, проще сказать и про дефекты диспансеризации. Тем более, что она вообще остановлена.

Конечно, этих слов недостаточно. Пусть программа медицинской профилактики называется по-прежнему диспансеризацией. НО она должна быть полностью пересмотрена на научных основаниях.

Василий Власов