Уважаемые коллеги, возможно вы не обратили внимания, что этой осенью Минздрав и координируемые им организации выдали на-гора ряд документов, которые предполагается быстренько обсудить (точнее, то дело запланировано было настолько быстро, что обсуждение почти закончилось).

Только благодаря тому, что мы работали на упреждение, мы смогли создать документ с предложениями по разработке системы лекарственного обеспечения для России. Мы послали его в Минздрав еще до опубликования официального «лекарственной стратегии». Прошло уже два месяца, но Минздрав нам не ответил. Я запостил наш предложения на сайте, напомнил о нашей посылке – ответа нет. Надо, наверное, писать председателю правительства. Раз не отвечает министр на предложения?

А теперь я вынужден был взглянуть на «Стратегию развития медицинской науки«. Подчеркиваю, я не прочёл все внимательно от-до. И вот, что я там обнаружил.

Везде по тексту утверждения обосновываются ссылками на данные ВОЗ. Но у ВОЗ нет никаких данных. ВОЗ сама базируется только на научных данных, полученных в определенных исследованиях, или на госстатистике, предоставляемой конторами, вроде нашего Росстата.
Для утверждения необходимости медпрофилактики авторы повторяют стопитьсот раз,  что здоровье народа вообще, и детей в особенности сильно ухудшается. Надо или крест снять, или штаны надеть: у нас продолжительность жизни увеличивается? Да? Кажется, у женщин вообще такая, какой никогда раньше не было. Тогда откуда взялось утверждение, что здоровье ухудшается? Идиотизм или неверие в успехи работы под водительством нашей любимой партии.
Нет никаких доказательств того, что «Социальные стрессорные факторы…, в том числе, ранее невиданное потребление всевозможных лекарственных препаратов, истощают в целом иммунную систему человека». Это фантазии составителей.
Написано про угрозу ожирения в стране, про микроэлементы и даже про персонализованную диетотерапию, при том, что в стране у 30% детей отставание в развитии от недоедания — по данным того же института питания РАМН, озвученным в этом году. Почему бы не поисследовать то, что актуально?

Вообще-то у нашей медицинской науки есть давно выявленная проблема. У нас в стране не проводится ни одного систематического обследования здоровья населения. Вот в США NHANES (читай ВИКИ для первичного знакомства, кто не знает) проводится уже 40 лет, и ВОЗ рекомендует всем странам как часть статистической работы по надзору за здоровьем проводить периодические обследования. Там, где их проводят,  с помощью постоянных и относительно точных методов измеряют и массу тела людей, и из здоровье, и много чего еще. У нас же НИЧЕГО такого нет. У нас на основе фальсифицированных «диспансеризаций» лишь педиатры кричат о том, что «дети все больные» (понимай – дайте еще денег НАМ), акушеры – «женщины все больные» (читай – дайте еще денег НАМ), ну, и, далее – по списку от аллергологов до эндокринологов (на Ю и Я нет, кажется, никого).
Вместо этого в «стратегии» планы типа: «К 2020 г. будет завершена сборка полного атласа белков человека, в котором вклад российских научных коллективов будет представлен данными о протеоме 18-й хромосомы.» Страшно актуально для развития отечественной медицинской науки. Т.е. вот стратегически нашей медицине без этого – никак.
Далее: «Протеомные технологии позволят провести анализ молекулярного состава биологического материала для оценки рисков возникновения и ранней диагностики социально значимых и профессионально обусловленных заболеваний.» Почему вы так думаете? Почему именно для этих болезней протеомика окажется продуктивной? И что же это, интересно, объединяет между собою эти две группы заболеваний, что им без протеомика – никак? Возникает предположение, что объединяет их только то, что получавшие на дорогое оборудование большие деньги люди хотят их и далее получать именно под этим флагом. Вообще-то медицинская наука не имеет пока доказательств того, что ранняя диагностика всегда полезна. Иногда – да, но применительно к каждому состоянию это требует доказательств.
Еще: «Будут разработаны новые иммуноферментные тест-системы для обследования женщин фертильного возраста с целью определения степени риска рождения ребенка с различной эпигенетической патологией.» С чего авторы взяли, что, обследуя фертильных женщин, они смогут именно иммуноферментными тестами (!?) предсказывать такой риск?
Еще: «Будет разработана диагностическая система для раннего выявления нейродегенеративных заболеваний на основе биомаркеров старения иммунной системы, которая позволит проводить раннюю диагностику нейродегенеративных заболеваний и своевременно начинать их терапию.» Кто доказал, что по  «биомаркерам старения иммунной системы» можно выявлять «нейродегенеративные заболевания», вообще все так называемые? Какие есть доказательства, что их ранняя терапия полезна? У нас есть такие препараты?
Вообще убийственно: «Будет разработана технология оценки состояния здоровья населения на основе программно-аппаратного комплекса полисистемных исследований».
Читать этот документ с сохранением серьезности трудно. Например, его составители в разделе, касающемся психиатрии предполагают, что результатом работы «платформы» будет «разработка нового лекарственного средства для лечения алкоголизма и наркоманий;». Вот именно так — в единственном числе. Еще бы хорошо, чтобы это средство помогало от облысения и преждевременной эякуляции.
Курение — важнейшая проблема охраны здоровья в стране — упоминается походя только ОДИН  РАЗ.
«Наркоманиям» повезло больше. Упоминается раза три, и даже утверждается, что это серьезная проблема. Однако, знаете, что предполагается сделать? Сядьте, прежде, чем будете читать: «исследование и разработка основ создания вакцины для лечения и профилактики наркологических заболеваний;» Этому кто-то не удивится, кто знает, что недавно у нас на казенные деньги проводили международную конференцию про перспективы разработки вечного двигателя.
Вывод: Никакая это не «Стратегия развития медицинской науки». Это отписка, сочиненная путем интеграции ведомственных отписок убогим бюрократом в один документ. Благо копипаст недорог. Нежелание наших ведущих организаций изучать реальные проблемы здоровья в России — курение, недостаточность питания и подобные — и увлечение «вакцинами против наркомании» и прочим псевдонаучным хламом говорит о том, что РАМН действительно не справляется с ролью координатора развития медицинской науки.

В. Власов