Министр В. Скворцова уже много раз радовала нас сообщениями о том, что смертность от инсульта снижается. В этом нет никакого чуда, поскольку общая смертность снижается сейчас быстро и существенно. Снижается она и от отдельных причин.

В последнем интервью (http://doctorpiter.ru/articles/10324/) министр связывает снижение смертности с проведением тромболизиса, и походя упоминает, что о полезности тромболизиса было много споров («В 2007 году велось много жарких споров по поводу применения тромболизиса. Возможно ли его проводить на уровне первичных сосудистых отделений без рисков?»). У читателей может сложиться впечатление, что теперь-то споров нет, и риска нет.

Это не так.

Проведение тромболизиса существенно НЕ влияет на выживание больных с ишемическим инсультом. Тромболизис даже увеличивает летальность в первые сутки после инсульта. У выживших увеличивается вероятность восстановления функций («уходят на своих ногах» — по В. Скворцовой).

См. тут про всех пациентов с ишемическим инсультом, леченых тромболизисом (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25072528).

А тут про всех пациентов с легким инсультом, леченых тромболизисом (http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/25113080). И этим пациентам тромболизис существенно не помогает.

Программа высокотехнологичной помощи при инсульте, включающая срочную томографию и тромболизис при ишемическом инсульте, очень дорогая, и приводит, как мы видим из обобщений РКИ, к весьма ограниченной пользе по показателям здоровья. Зато она перетягивает еще больше денег от первичной помощи в специализированную и концентрирует ее в руках неврологов. Что и следовало ожидать при министре-неврологе. Ничего личного, только деньги.

Василий Власов