ФАС на Руси занимает особое место. И даже на этом фоне деятельность ФАС в отношении «медицинской деятельности» — совсем особая и по объему и по глубине погружения. Если же принять во внимание гласность работы ФАС, то мы, пожалуй, имеем дело с уникальным явлением для страны.

Отчет, опубликованный ФАС по результатам проверки Росздравнадзора, еще долго будет обсуждаться, и, думаю, станет причиной для принятия новых решений в Правительстве. Пока же эксперты высказывают суждения (http://vladmedicina.ru/articles/biznes/2015-02-03-meditsinskoe-soobschestvo.htm). На всякий случай копирую ниже.

Василий Власов

===========

3 февраля 2015

Медицинское сообщество благодарно, Росздравнадзор не сдается

В конце января ФАС опубликовала доклад по результатам проверки Росздравнадзора. Из документа следует, что структура, призванная защищать права граждан на медпомощь, со своими обязанностями не справляется. «Деятельность Росздравнадзора не приводит к достижению целей, которые ставятся в части госконтроля качества и безопасности медицинской деятельности», – отмечается в документе.

Надзорная вольница

По мнению экспертов ФАС, Росдравнадзор проводит экспертизу качества медицинской помощи формально и незаконно. А само понятие «качество медицинской помощи» трактуется вольно и пациентами, и страховщиками, и медицинскими организациями, и контролирующими органами, включая Росздравнадзор, в своих интересах. Такой вывод сделала ФАС по результатам проверки системы государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности.

Чиновники антимонопольной службы также обвиняют своих коллег из Росздравнадзора в неспособности критически осмыслить свою деятельность и изменить ситуацию.

«К сожалению, несмотря на то, что многие из поднимаемых в докладе проблем уже достаточно давно обсуждаются экспертным сообществом, Росздравнадзор ни в документах, представленных в рамках проверки, ни в своих публичных отчетах и докладах практически не представляет критический анализ и обобщения собственной практики и состояния нормативно-правовой базы. Он также не предлагает меры, направленные на восполнение существующих пробелов и противоречий», — говорится в докладе.

При этом ФАС замечает у себя на сайте, что «проект доклада был обсужден с Росздравнадзором и Минздравом».

Когда тайное становится явным

Председатель правления Национального союза региональных объединений частной системы здравоохранения Сергей Мисюлин уверен, что если бы не экспертное заключение Федеральной антимонопольной службы, профессиональное медицинское сообщество так и не узнало бы об истинном положении дел в надзорном ведомстве.

— Во многих регионах территориальные органы не хотят конфликтовать между собой и никогда не «заметят» нарушения закона, — пояснил Сергей Сергеевич. —  Кроме того, для такого глубокого анализа, который представлен в докладе ФАС, нужны сильные и грамотные эксперты, которых во многих регионах просто нет. Мы, предприниматели, благодарны руководству ФАС за объективную оценку состояния дел в зоне осуществления Росздравнадзором государственных функций. Трудно даже представить, что ведомство могло бы самостоятельно признать нарушения норм закона при столь сильной поддержке со стороны министра здравоохранения РФ.

По словам представителя интересов частной медицины, ФАС за Минздрав сделал колоссальную по объему работу.

— Руководство министерства заинтересовано в таком человека как Михаил Мурашко, который готов выполнять любые указания «сверху» даже когда есть сомнения в их законности, — убежден Сергей Мисюлин. — Как это уже было с Приказом N121н о лицензировании. На мой взгляд, после такой оценки труда главы Росздравнадзора должны последовать оргвыводы, но скорее всего, Минздрав не будет привлекать его к какому-либо виду дисциплинарной или административной ответственности.

При этом член Бюро исполкома Пироговского движения врачей, член Комитета гражданских инициатив Юрий Комаров считает, что Росздравнадзор  оказался «подставленным» со стороны Минздрава, который выпустил ряд некачественных законов, приказов и не довел дело до конкретики.

— В федеральном законе №323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» имеется огромное число «ляпов», на которые мы ранее указывали, — отмечает д.м.н., профессор, заслуженный деятель науки РФ. – Налицо диссонанс в определениях «медицинская деятельность» и «медицинская помощь», «экспертиза» и «контроль», отсутствие критериев, также мы видим принципиально неверное понимание первичной медико-санитарной помощи, диспансеризации и профосмотров, стандартов, порядка изъятия органов, обеспечения прав на охрану здоровья и ответственности, непонимание конституциональных различий между охраной здоровья и медицинской помощью.

По словам Юрия Михайловича, в стране давно не было столь убедительного, аргументированного и аналитического документа.

— Представляю, какой огромный объем работы пришлось провести, чтобы сквозь многочисленные заслоны добраться до сути проблем, — подчеркивает Юрий Комаров. — Впечатление очень сильное, побольше бы таких аналитических и доказательных материалов!

Круговая порука

Руководитель федеральной сети ООО «Центр медицинского права«,  Алексей Панов подчеркивает, что главный вывод ФАС состоит в том, что «в России отсутствует целостная модель надзора за качеством и безопасностью медицинской деятельности».

— После прочтения этого доклада граждане должны всерьез задуматься о том, что деятельность медицинских работников в России практически никак не регламентируется и не контролируется, — считает Алексей Валентинович. – Так, врачи руководствуются исключительно собственным пониманием и, хочется надеяться, совестью, а проверяющие чиновники – произвольными представлениями о порядке в отрасли и (хочется надеяться, что не всегда) придумыванием нарушений, в которых можно, не особо напрягаясь, уличить проверяемые организации.

Медицинский юрист обращает внимание, что доклад посвящен Росздравнадзору, но надо понимать, что корень многих проблем, поднятых чиновниками ФАС, находится все же в Министерстве здравоохранения, которому подчинена структура.

На взгляд Алексея Панова, со стороны Минздрава России должна была разразиться гневная тирада о том, что вся информация Федеральной антимонопольной службы не соответствует действительности, и в ведомстве Вероники Скворцовой, которому и подчиняется Росздравнадзор, все хорошо.

— В крайнем случае, врио руководителя Росздравнадзора Михаил Мурашко мог бы встать грудью на защиту своего контрольно-надзорного органа с выверенной аргументацией о его эффективности, чем, несомненно, снискал бы авторитет у своих подчиненных, — убежден эксперт по медицинскому праву. — Пикантность ситуации состоит и в том, что Владимир Путин недавно обозначил необходимость создания централизованной государственной системы контроля над качеством работы медицинских и фармацевтических организаций. Но не слышно не только грозного рыка Минздрава, а даже его писка. Федеральные чиновники не имеют аргументов для противопоставления выводам и фактам из доклада ФАС? Если не имеют, значит, содержание доклада ФАС соответствует действительности.

Росздравнадзор наносит ответный удар

Справедливости ради надо отметить, что  Росздравнадзор все же ответил ФАС и назвал недопустимыми публикацию доклада Федеральной антимонопольной службы и сделанные в нем выводы о том, что ведомство по надзору в сфере здравоохранения не справляется со своими обязанностями.

В пресс-релизе надзорного ведомства отмечается, что по итогам проведенной ФАС проверки, дискриминации Росздравнадзором хозяйствующих субъектов не выявлено. Из 79 проверенных территориальных органов Росздравнадзора в 72 не было выявлено нарушений в деятельности (91,2%), а в семи территориальных органах выявленные нарушения были единичными и не носили системный характер.

«Вместе с тем, ФАС России был подготовлен доклад правительству, не основанный на материалах проверки, где сделаны выводы, выходящие за рамки предмета надзорных мероприятий и профессиональной компетенции проверяющих и касающиеся в целом оценки системы государственного контроля и качества медицинской деятельности», — считают в Росздравнадзоре.

Там заявили, что в материалах доклада «представлен анализ нормативно-правового регулирования государственного контроля качества и безопасности медицинской деятельности, представляющий субъективное мнение членов комиссии ФАС России и во многом не соответствующий действующему законодательству РФ и решениям судов».

«Для Росздравнадзора контроль за качеством и безопасностью медицинской деятельности является приоритетным направлением деятельности, что подтверждается усилением контрольно-надзорных мероприятий, участием в совершенствовании законодательства, а также в неоднократным его обсуждении на общественных площадках: на коллегиях Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, на заседаниях Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, в ходе съездов, ежегодной конференции «Медицина и качество» и Конгрессов пациентов», — заверили в ведомстве.

«Предложение ФАС России об усилении ответственности врача, включая уголовное преследование и административное наказание, требует взвешенного обсуждения: подход, при котором совершенствование системы надзора и контроля сводится к усилению ответственности врача, является популистским, — считают в Росздравнадзоре. — Исходя из вышеизложенного, Росздравнадзор считает некорректными выводы ФАС России, представленные в докладе, а его опубликование без учета обсуждений и возражений, — недопустимым».

Таким образом, российское медицинское сообщество сегодня с большим интересом следит за противостоянием двух правительственных гигантов – надзорного ведомства и антимонопольной службы. ФАС уличает Росздравандзор в формальном, предвзятом, а зачастую и в преступном  подходе к осуществлению своих надзорных функций. В свою очередь, «надзорщики» указывают «антимонопольщикам» на некорректность сделанных выводов и их субъективный характер. А представители частной медицины в один голос говорят, что проведенный ФАС анализ стал первым в современной истории России документом, публично и открыто обнажившим суть проблем в здравоохранении в целом. Какая роль в этой «схватке» отводится пациентам, за права и интересы которых, по идее, и должны бороться обе структуры, до конца неясно. И получат ли они в итоге декларируемую государством доступную и качественную медпомощь на всех уровнях – также большой вопрос.

Кстати

По данным Global Competition Review, ФАС России ежегодно возбуждает больше дел, чем все антимонопольные ведомства мира, вместе взятые. Так, общее число возбужденных дел в 2012 г. составило свыше 55 тыс., из них 10 тыс. – по закону «о защите конкуренции». По злоупотреблению доминирующим положением в России возбуждено 2582 дела, в США – 16, В Великобритании – 1, во Франции – 23, в ФРГ – 35. При этом резкий рост числа дел, наблюдаемый с середины 2000-х гг. в России, сопровождался ростом доли дел против малого и среднего бизнеса. Называть малый бизнес монополистом и наказывать возможно только в России. В США самым маленьким из фигурантов антимонопольных дел за последние годы является компания Transitional Optical, оборот которой в 2012 г. составил около 800 млн. долл. США (около 45 млрд. руб.). Дела ФАС России против индивидуальных предпринимателей, ТСЖ, гаражных кооперативов и прочих псевдомонополистов получают широкую огласку в СМИ.