Вроде бы начальник главный в здравоохранении — ведущий специалист по инсульту. Но если вы пойдете в «федеральную библиотеку», где выставлены клинические рекомендации, то вы там найдете только рекомендации, разработанные «Обществом скорой медицниской помощи».

Библиотека эта — убожество, работать с ней трудно, но, если постараться, вы этот документ найдете (http://193.232.7.120/feml/clinical_ref/0001385198S/HTML/#1/z). Обратите внимание на URL — дорого стоит — все сделано, чтобы помешать находить и использовать документы. Есть такая гипотеза, что на это сокровище большие деньги были списаны, и все так специально орагнизовано, чтобы не найти концов, но это, конечно, домыслы. Просто сделано плохо.

Читаем КР и обанруживаем, что вслед за Англией наши скоропомощники рекомендуют транспортировать срочно больного с ОНМК в инсультное отделение в течение первых 4,5 часов после инсульта. Под эту стратегию было немало средств израсходовано в стране (помните, закупки томографов? — замминистра В. Скворцова тогда занималась медициной в большом министерстве). Предполагалось, что создаваемые инсультные центры примут больных, которым сделают томографию, проведут тромболизис, и они встанут, счастливые и здоровые и пойдут ко всеобщему счастию. Последние года три нас уже радуют приятной статистикой смертности, якобы, показывающей улучшение ситуации с инсультами.

В действительности все это или неправда, или этого не может быть.

1) Только в больших городах, да и то не во всех, даже не во всех городах-миллионниках России есть круглосуточные инсультные центры. Можно полагать, что бОльшая часть населения страны при возникновении инсульта не может быть доставлена в инсультные
центры в течение 4,5 часов с момента заболевания.

2) Томография-тромболизис не увеличвают выживания больных с инсультом. Поэтому всякие разговоры о том, что благодаря инсультным центрам улучшилась выживаемость, это лукавство.

3) Продвижение технологии томография-тромболизис основано на том, что, хотя, тромболизис некоторых больных даже убивает (кровотечение), несколько бОльшее количество больных в итоге, через месяцы, оказываются способными себя обслуживать.

4) Есть сомнения в том, что даже такая польза от томографии-тромболизиса сущейстует при доставке в течение 4,5 часов. В США, например, применяют ее только в течение первых 3 часов с начала заболевания.

5) Недавний анализ всей совокупности доказательств показал, что действительно, после 3 часов тромболизис по-прежнему некоторых убивает, а вот пользы, судя по всему, не приносит (http://www.bmj.com/content/350/bmj.h1075).

Огромные вложения в активное лечение ОНМК и вытекающие из этого значительные текущие расходы на поддержание томографии-тромболизиса не имели и не имеют достаточных научных оснований. Если польза от этой практики есть, она крайне невелика — с трудом обнаруживается в проведенных до сего дня исследованиях. В нашем бедном и все беднеющем здравоохранении есть масса значительных проблем, которые могли бы быть решены, если бы средства не тратились на любимые министрами и прочими начальниками игрушки вроде диспансеризации, центров здоровья и инсультных центров.

Василий Власов