На сайте Минздрава появилось удивительное сообщение: зампредправительства Ярославской области детально разбирает и отрицает критику некоего Гаврилова, который от лица нарфронта довольно одиозно критикует дела в здравоохранении, а с другой стороны — пользуется расположением Минздрава.

Чтение (копия внизу) занимательное, как по существу претензий (правительство не удлинило жизнь ярославцам, как приказано) до встречных объяснений (койки сокаращали, как предписано в согласованной «дорожной карте»)

Василий Власов

Копия

Мнение: Ростислав Даниленко: «Эксперты ОНФ должны работать с фактами!»

Материал опубликован 01 апреля 2015 в 07:33.
Обновлён 01 апреля 2015 в 07:37.

http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/04/01/2272-mnenie-rostislav-danilenko-eksperty-onf-dolzhny-rabotat-s-faktami

Заместитель председателя правительства Ярославской области Ростислав Даниленко назвал некорректными заявления экспертов фонда «Здоровье», которые выступили с критикой регионального здравоохранения на конференции ОНФ. В беседе с журналистами он опроверг практически все сведения, изложенные членом Центрального штаба ОНФ Эдуардом Гавриловым.

Народный фронт упрекнул чиновников областного правительства в недостаточно высоких темпах снижения смертности. По данным ОНФ, в регионе этот показатель на 18,7% выше, чем в среднем по России, и на 13,8% выше, чем в Центральном федеральном округе. Однако, по словам Даниленко, за последние пять лет общая смертность в Ярославской области снизилась на 9%, а за один только 2014 год – на 2%.

– В ЦФО по этому показателю мы занимаем шестое место. Первые два места занимают Москва и Московская область, там средний показатель смертности – менее 10 промилле (т.е. относительный показатель на 100 000 человек). На третьем месте находится Белгород – 14, тоже неплохой показатель. А вот на четвертом и пятом местах – Калуга с показателем 15,3 и Липецк с показателем 15,4. У нас – 15,6, то есть мы находимся среди лидеров ЦФО, кроме Москвы и Московской области, с которыми наш регион сравнивать некорректно. По всем данным статистики, ЦФО в возрастном срезе является наиболее старым округом в Российской Федерации. Поэтому здесь один из самых высоких показателей смертности вообще во всей России, что совершенно естественно, – пояснил Ростислав Даниленко.

Даниленко также заявил, что данные фонда «Здоровье» о 30%-м росте смертности от болезней органов дыхания не соответствуют действительности. По итогам прошлого года от этих заболеваний умерло на 99 человек больше, чем в 2013 году – то есть, увеличение смертности произошло на 17,7%. А вот от болезней органов пищеварения в 2014 году умерло на 17,6% больше, хотя ОНФ приводит цифру в 15%.

Ярославская область в 2014 году стала первой в России по снижению смертности от сердечно-сосудистых заболеваний, уменьшив этот показатель на 21%. Удалось снизить и смертность от новообразований – на 11,6%. ОНФ, в свою очередь, заявляет, что снижение смертности по этим показателям составило 24 и 8% соответственно.

– Я не знаю, какими данными оперируют эксперты фонда «Здоровье». Мы оперируем данными Росстата. Это не какая-то наша прихоть или прихоть департамента здравоохранения, а официальные данные, – заявил Даниленко.

Что касается претензий экспертов фонда в том, что рост смертности от «прочих причин» на 141% обусловлен попытками искусственно улучшить статистику по социально значимым заболеваниям, то, по словам Даниленко, при таких показателях невозможно было бы обеспечить снижение общей смертности на 2%. Вероятнее всего, в перечень «прочих причин» эксперты просто включили все заболевания, которых нет в майских указах президента.

Особое удивление экспертов фонда «Здоровье» вызвал тот факт, что в этом году Ярославская область уменьшает на 16 млн. рублей финансирование закупок медицинского оборудования и продолжает сокращение числа больничных коек. Ростислав Даниленко пояснил, что в период с 2011 по 2013 год включительно область участвовала в федеральной программе модернизации системы здравоохранения, и за это время на закупку оборудования было потрачено более 1 млрд. рублей.

– С 2014 года действие этой программы прекратилось, однако сейчас наша область участвует в федеральной программе профилактики распространения туберкулеза. В нее входит закупка медицинского оборудования в туберкулезные больницы. на эти цели в областном бюджете заложено 30 миллионов и такую же сумму мы получим из федерации. Кроме этого, около 70 миллионов заложено на ремонт и постгарантийное обслуживание оборудования, которое было приобретено ранее. Таким образом, мы видим картину, которая существенно отличается от нарисованной экспертами ОНФ: снижения затрат на оборудование у нас нет, – пояснил Ростислав Даниленко.

Кроме того, Даниленко напомнил, что бюджет всей областной программы здравоохранения в 2014 году составлял 8,5 млрд. рублей, а в 2015 году он увеличился до 9 млрд. рублей. То есть, говорить о снижении финансирования – как минимум некорректно.

Что касается сокращения коечного фонда, начавшегося в Ярославской области 2,5 года назад, то производится он в рамках «дорожной карты» по реализации указов президента об оптимизации деятельности лечебных учреждений и исходя из детального анализа работы каждой больницы по каждому профилю.

– Никто не сократил койки в областной больнице, потому что они загружены. А если, например, в какой-то ЦРБ койки простаивали, то их надо было сокращать. Никто не занимается сокращением огульно. По нормативам Минздрава койка считается простаивающей, если она работает менее 300 дней в году. Норматив работы койки – 323 дня. И если она работает эти 323 дня, то её никто никогда сокращать не будет. А мы сокращали койки только там, где показатель их работы был меньше 250 дней в году, – прокомментировал Ростислав Даниленко.

Опроверг он и информацию ОНФ о том, что из-за нехватки мест пациентов приходится размещать в коридорах: в частности, по данным экспертов фонда «Здоровье» койки абдоминальной хирургии были заняты более 415 дней, а дерматологические – 385,5 дней.

– Никто у нас в коридорах не лежит. Дело в том, что койки в хирургических отделениях могут быть двух профилей – это абдоминальная и гнойная хирургия. И когда потребность в койках абдоминальной хирургии превышает потребность в койках гнойной хирургии, больные оказываются на той категории коек, которая менее востребована. Аналогичная ситуация и в кожно-венерологических диспансерах. Поэтому и возникает эта цифра – 415 дней. Факты в докладе ОНФ, опять же, передернуты, – заявил Даниленко.

Снижение объемов госпитализации пациентов, по словам Ростислава Даниленко, произошло вовсе не из-за сокращения числа коек, а в связи с увеличением объемов стационарозамещающей помощи.

– Зачастую люди совершенно спокойно могут находиться на дневном стационаре, а потом уходить домой. При этом они получают точно такой же объем лечения. И мне интересно, почему специалисты фонда умолчали о том, что при снижении объемов госпитализации пациентов на 30% увеличилась госпитализация в дневной стационар? – недоумевает Даниленко. – То есть никакого снижения в оказании медицинских услуг населению не произошло.

Кроме того, госпитализация в дневной стационар вовсе не означает, что сельским жителям приходится ежедневно ездить в областную больницу – как говорят эксперты ОНФ. В регионе есть центральные районные больницы, которые оснащены всем необходимым для того, чтобы лечить людей на дневном стационаре. А уж если пациента по каким-то причинам переводят в областную больницу, то здесь речь может идти только о госпитализации.

Еще одним поводом для критики со стороны ОНФ стало отсутствие рейтингов больниц и поликлиник на их официальных сайтах. Но их там быть и не должно, а вот на официальном сайте департамента здравоохранения он публикуется с 2011 года – его легко найти в разделе «Деятельность».

По словам Ростислава Даниленко, вызывает недоумение и опубликованный ОНФ перечень больниц, которые остро нуждаются в ремонте. В частности, эксперты фонда говорили о больнице №2 им. Пирогова в Рыбинске и областной онкологической больнице. Однако в рыбинской больнице №2 еще в прошлом году по программе профилактики дорожного травматизма было закуплено оборудование на сумму порядка 60 млн. рублей, также был проведен ремонт всех операционных. Не отремонтировали там только инфекционное отделение, но эти работы выполнят в этом году. Что касается ремонта онкобольницы, то Даниленко пригласил специалистов ОНФ посетить это медучреждение вместе с чиновниками облздрава, чтобы вместе посмотреть, где именно необходим ремонт.

– Совсем недавно в онкобольнице было выездное заседание комитета областной Думы, и депутатам продемонстрировали не только новые отделения, но и закупленное недавно современное оборудование. Кроме того, мы рассчитываем на строительство нового хирургического корпуса. Проблемы в здравоохранении у нас есть, но, опять же, факты, которые преподносит ОНФ – в большинстве своем абсолютно некорректны, – констатировал Даниленко.

Из всего доклада ОНФ Ростислав Даниленко согласился лишь с тем, что в Ярославской области пока не работает система электронной регистратуры.

– Это проблема очень серьезная, и здесь я благодарен фонду «Здоровье» за то, что они в очередной раз заострили на этом внимание. Но мы и сами знаем об этой проблеме, и сейчас над ней работаем. В этом году в бюджете заложено порядка 24 млн. рублей для наладки информационных программ для инфоматов, – сказал Даниленко.

В завершение беседы Ростислав Даниленко заявил, что готов к любым дискуссиям с представителями ОНФ и приветствует критику, однако лишь в том случае, если эта критика является объективной.