В пафосном зале Ренессанса состоялась вторая конференция по Health technology assessment, что по-русски мы называем ОМедицинскихТ, а В. Омельяновский, который организовал эту конференцию, – ОТЗдравоохранения.

На конференции было много гостей не только из Москвы и с разным бэкграундом. К счастью, и выступления были разнообразны. Познавательно было послушать специалиста из Греции с рассказом о рационализации системы здравоохранения. Хвастаться им пока результатами трудно, но сделано немало. Соответственно, они и свой взгляд на Русь со стороны представили.

В. Стародубов рассказал часть суровой правды о грозящем повышении смертности на Руси и необходимости повысить финансирование здравоохранения. Звучит для нас с вами обыденно, но все же это звучит иначе, когда вчерашний министр здравоохранения говорит, что обеспеченность больничными койками снизилась так, что это угрожает доступности медицинсколй помощи.

Был ряд спикеров ожидаемых — от ФОМС, например. На трибуну выходили юноши из Минфина и из Финансового института с приветствиями и рассказами о том, как они понимают указания Президента В. Путина развивать ОМС.

Причудливо было слышать, как с трибуны неслись слова великой благодарности Минфину и его представителям за помощь в развитии здравоохранения, неустанную заботу, прилежный труд над обеспечением гарантий медицинской помощи (это в моем изложении, я сильно сократил). Представитель Минздрава Е. Максимкина – основной разработчик никуда не годного Порядка разработки перечней лекарств, по которому нынче оцениваются лекарственные технологии здравоохранения и по которому Кортексин недавно был признан жизненно необходимым и важнейшим, – благодарила Совет Федерации за неустанную заботу о развитии ОТЗ.

Были гости из Китая. Госпожа Кун Чжао рассказала про ОТЗ в БРИКС.

Два западных гостя были наиболее интересны. FinnChristensen из Дании рассказал о вариантах международного сотрудничества.

IMG_8843

Alan Haycox из Ливерпуля в очень английской речи призывал русских коллег найти свою уникальную модель ОТЗ, которая будет лучше всего соответствовать нуждам и желаниям населения. Он очень страстно говорил о необходимости transparency, а аудитория делала вид, что с этим-то все понятно. Проф. Хэйкокс предложил России присмотреться к опыту Шотландии, где агентство намного дешевле и оперативнее, чем NICE.

IMG_8857

Kevin Marsh из Evidera рассказал о MCDA– многокритериальном анализе принятия решений – для ОТЗ.

Будем надеяться, что В. Омельяновский выставит основные презентации на сайте ОТЗ организации. Он даже обещал раздать. В своем выступлении В. Омельяновский встал на позицию государственных интересов и предложил разделять свою и других прошлую работу по продвижению препаратов с помощью фармакоэкономического анализа и новую эпоху развития ОТЗ под администрацией МЗ. Интересно, что при этом ВО поместил ОТЗ \_ПОД_/ главными специалистами МЗ. Им оставляется заключительное слово в его схеме, одобренной, видимо, Минздравом. Чтобы не ходить далеко, продолжим с примером Кортексина. Если коррумпировать главспеца, то вся ОТЗ Кортексина окажется и дальше ценою в три копейки, и он будет одобрен, поскольку главспец или его представитель скажет, что препарат отечественный и хорошо продается.

Е. Максимкина рассказала про громадьё планов работы Минздрава, про то, как перечни разного рода сольются в один, и про то, как в других странах тоже существует практика оценки взаимозаменяемости препаратов. В перспективе и возмещаемая цена будет зависеть от того, насколько препарат является взаимозаменяемым с референтным. Ну, я так понял. Простите, если что. Естественно, сказано было и про апробацию, которая в устах Максимкиной выглядела как процесс отработки с использованием разрешенных к применению препаратов стандартов лечения. Народ скептично слушал.

IMG_8865

Интересно, что представитель СПФО, вышедшая на трибуну, ничего не возразила самой концепции взаимозаменяемости, а лишь только тому, что Правительство не дало достаточно детальных указаний. Ждемс.

Было и про успехи, хи-хи

IMG_8889

М. Максимов из Сеченовки специально говорил про взаимозаменяемость лекарств. Мне надо было уже уходить, но я задержался. Начал он с портрета министра В. Скворцовой, с которого она на нас внимательно смотрела, пока докладчик цитировал ее выступление от 21.10.2015. Естественно, докладчик начал с того, что нельзя не сомневаться в эквивалентности десятков и даже сотен дженериков и далее отослал нас к корифеям и к вообще к Тарееву (так мой учитель терапии доцент Л. Казбинцев к Е.М. посылал двоечников и их глупые ответы). Далее докладчик в качестве резона необходимости использования терапевтической эквивалентности использовал тот факт, что у нас используется только критерий биоэквивалентности. Неоднократно ссылаясь на Оранжевую книгу, докладчик настаивал, что и нам надо тщательнее. Как? Этого он не сказал. Или я не досидел.

Василий Власов