Уже не первый год GSK представляет себя в публичном поле как «этичную» компанию, которая ничего предосудительного не делает.
Этому сильно мешают скандалы там и тут, связанные со взятками и прочими плохими делишками.
Но есть и объективные продвижения к чистому ведению дел. Правда, очень малые.
Вот и сейчас Глаксо объявила о том, что с 2016 года прекращает «выплачивать вознаграждения, связанные с научной и образовательной деятельностью медицинских работников, в рамках которой предоставляется информация о продукции ГСК, и отказывается от спонсирования поездок врачей на конференции и конгрессы, сообщили в компании.»
Между тем, «ГСК полностью поддерживает инициативу раскрытия информации о выплатах EFPIA: в соответствии с кодексом EFPIA, в 2016 году все платежи в адрес специалистов здравоохранения будут опубликованы в свободном доступе.» Тут вот основной трюк: EFPIA не рекомендует отказываться от поддержки участия врачей в образовательной деятельности. EFPIA рекомендует выплачиваемые суммы делать открытыми.
Думаю, что GlaxoSmithKline просто сделала выбор в пользу более эффективных средств продвижения своих товаров. Раньше фарма делала ставку на опинюков/главных специалистов и выплаты им напрямую, по индивидуальным контарктам и прочими простыми и приватными методами. Теперь всемирное движение против конфликта интересов у врачей, принявшее в России уродливую форму контроля над врачами, но не главврачами/главспецами, вполне неэффективное, такую работу все же затрудняет. Действительно, какой-нибудь главный проприатр Минздрава России будет чувствовать себя неловко, когда журналисты процитируют сведения о том, что он в прошедшем году только от GSK или Pfizer получил полмиллиона долларов. И при этом у главврача разрешения на контакты с фармкомпанией не получал 🙂 .
«Вместо этого ГСК внедряет прозрачную систему предоставления образовательных грантов независимым некоммерческим медицинским организациям.» Ну да, теперь ведь врачебные организации пишут клинические рекомендации. Значит, коррумпировать надо их. Тем болеее, что они уже коррумпированы Минздравом — почти везде президентами специализированных медицинских оганизаций являются главные специалисты Минздрава. Так что выплаты этим организациям просто будут замаскированными выплатами тем же главным проктологам-урологам-педиатрам-проприатрам.
В результате коррумпированная связка фармкомпании-главспецы-Минздрав станет работать чуть по-другому. Но кортексины и церебролизины по-прежднему смогут стать жизненно важными лекарствами и попасть в стандарты ведения больных.
Василий Власов