Разработан Минздравом проект документа, регламентирующий доступность медицинской помощи.

У него странное название и содержание. Название: «О требованиях к размещению медицинских организаций государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения исходя из потребностей населения». В лучшем случае «потребности» — это только один из факторов, влияющих на рвение о размещении медорганизаций.

С содержанием ознакомиться нельзя, поскольку на правительственном сайте (http://regulation.gov.ru/projects#npa=45442) размещен только куцый текст самого приказа, без приложения. Это, конечно, не заговор Минздрава с целью предтвратить так отвратные им дискуссии, а простая безалаберность — они и рекомендации по лечению гриппа так недавно выкладывали, да и вообще с документами у Минздрава все криво ходит.

К счастью, в Правительстве есть более серьезные люди, и на сайте РГ есть текст.

Некоторые коллеги, ознакомившись бегло с проектом, сразу предложили его игнорировать, поскольку он всего лишь рекомендует регионам учитывать эти рекомендуемые расстояния. Они напомнили, что когда Минздрав рекомендовал размер терапевтического участка, в течение года по всей стране все участки стали больше рекомендованного. Такой вот парадоксальный эффект.

Мне кажется, что в данном случае всё же следует исходить из предположения о добронамеренности Минздрава, поскольку невозможно представить, чтобы министерство действительно не устыдилось такого резкого сокращения доступности медицинской помощи, прежде всего на селе.

Минздрав, как вы знаете, очень гордится беспрецдентно высокой доступностью лекарств в стране, поскольку измеряет ее средним расстоянием до ближайшей аптеки. Это, конечно, анекдот. Применительно же к территориальному размещению медорганизаций такой подход имеет право на существование. Более того, он — один из самых важных.

Ознакомление с проектом вызывает удивление. Его основу составляет таблица, в которой на основе новомодной и любимой Минздравом классификации помощи по «трем уровням» варианты помощи сгруппированы по уловиям оказания помощи (амбулаторно, в стационаре…). Соответственно, далее идёт перечень наименований медорганизаций и на какую численнорсть населения одна такая организация рекомендуется.

Иными словами, этот документ будет не улучшать, а УХУДШАТЬ ДОСТУПНОСТЬ ПОМОЩИ НА СЕЛЕ, поскольку при плотности населения, как на Смоленщине, 19 чел на кв. км врачебная амбулатория будет одна на 100-500 кв. км. А если исключить сам Смоленск, то 160-830 кв.км.

Очевидно, что авторы проекта думали про «географическую» доступность. Ведь ранее посчитали же они среднее расстояние до аптеки! Поэтому в п. 5 Приложения они указывают, что «шаговая доступность» первичной медико-санитарной помощи … «должны размещаться с соблюдением шаговой доступности, не превышающей 60 минут». Я уже слышал возмущенные возгласы людей, прочитавших это довольно бесчеловечное требование. Но они, эти возмущенные, не видели всего п.5. Там сказано, что это относится только к «населенных пунктах с численностью населения свыше 20 тыс. человек.

Продолжая пример со Смоленском: это означает, что такая доступность врача/амбулатории относится только к семи населенным пунктам области, включая Смоленск. Напомню, что Смоленщина — совсем не самый малонаселенный регион страны.

К остальным населенным пунктам это требование Минздрава не относится. Иными словами, Минздрав закрепляет своим приказом трагическое положение сельской медицины.

Василий Власов