Идея контролировать состояние человека с целью выявить момент, когда необходимо вмешательство, стара, как мир.

Или, пок крайней мере, ей сто лет в обед. Кажется наиболее очевидным, что такой мониторинг полезен за людьми, находящимися в особых обстоятельствах — так следили за первыми космонавтами в течение всего полета.

Вторая группа подобных людей — люди с внезапно возникающими тяжелыми расстройствами, например, нарушениями ритма сердца. В эти моменты действия должны быть предприняты очень быстро. Поэтому проблема решается не просто мониторингом, а созданием автоматов, которые быстро реагируют на нарушения ритма. Это очень эффективное вмешательство. Очень жаль, что в России большинство больных, нуждающихся в таких дефибрилляторах-водителях ритма, не получают их и умирают преждевременно.

Но все же и первых и вторых людей мало. Для получения больших доходов было бы здорово, если бы оказалось, что наблюдение за состоянием каждого человека полезно с целью «исправлять» это состояние не по мере необходимости (заболевания), а по мере отклонения, например, концентрации сахара в крови от «нормы».

Идея с сахаром не просто лежит на поверхности. Она многократно в течение последних 50 лет исследовалась на предмет: не лучше ли будет больным диабетом 2 типа, если их лечить активнее, добиваться более точного соблюдения «нормы» сахара в крови. Им ведь тогда можно будет вливать больше лекарств, продавать больше приборов и тест-полосок для определения концентрации глюкозы, больше визитов к врачу и медсестре. Увы, эндокринологам не удалось обнаружить пользы от «тщательного» лечения, как они ни тщились.

Эту же идею развивают и увлеченные медицинской электроникой люди. Гипотеза состоит в том, что постоянное наблюдение может позволить вмешиваться в состояние больного до возникновения каастрофы и предупреждать большие расходы, связанные с экстренной госпитализацией.

Эта идея была испытана в контролируемом испытании в течениие 6 месяцев с участием больных диабетом, артериальной гипертензией и аритмиями. Увы, использование ресурсов оказалось примерно одинаковым — следи-не следи. Сама статья доступна тут, а русскоязычное изложение — тут.

Василий Власов