Печальное начало 2015 г., казалось, не оставляет места надеждам на дальнейшее увеличение продолжительности жизни россиян в истекшем году.

Никто из демографов не предполагал, что при столь значительном повышении смертности в первом квартале итоги года могут быть сведены хотя бы к сохранению смертности на прежнем уровне. Ан нет.

Опубликованная Госкомстатом статистика говорит нам: все по нулям. И рождаемость в 2015 как в 2014, и смертность. Это хорошо.

Для того, чтобы всё так случилось, в декабре умерло россиян аж на 3,8% меньше, чем в декабре 2014 г. Детей до 1 года умерло на 10,8% меньше, чем в декабре 2014.

Если вы следите за русским политическим здравоохранением. то вам не будет удивительно узнать, что смертность взрослых снижалась опережающими темпами лучше всего в части числа смертей от сердечно-сосудистых болезней (-10,8%). Таким образом, декабрьский рывок закрепил сердечно-сосудистые успехи на уровне года снижением смертности на 3,4%.

Учитывая, что сердечно-сосудистая смертность составляет на Руси примерно половину от общей, такой же, как в прошлом году, этакое замечательное снижение сердечно-сосудистой смертности означает лишь переписывание причин смерти. По итогам года это хорошо видно: смертность увеличилась от некоторых инфекционных, других инфекционных, других … органов дыхания, пищеварения, прочих болезней — т.е. по группам причин смерти, которые всем занимавшимся статистикой известны как характерные «помойки». Увеличение доли умерших, отнесенных к этим группам болезней, скорее говорит о тяжелом состоянии медицинской статистики, чем о чем-либо еще.

Василий Власов