Компания Рош — та самая, скандально известная своим суперобогащением продажами препарата тамифлю (якобы имеющиего активность против гриппа) и сокрытием информации о его клинических испытаниях, стала пионером трудового конфликта.

Как описал дело «Вадемекум» (отметим издание с новым лицом!), практики компании Рош в отношении своих сотрудников, противоречащие росийскому законодательству, вызвали конфликты. Конфликты  возникли, конечно, в первую чоередь с социально активными сотрудниками. Что важно — впервые в нашей истории в разрешении конфликтной ситуации и защите работников активную роль играет независимый (важно — не-шмаковский) профсоюз Действие.

Хорошо известно, что большие компании приносят в развивающиеся страны не только свойственные стране происхождения бизнес-практики, но и применяют практики самые дикие, характерные и возможные в стране «пребывания». Не случайно год за годом мы узнаем о самых причудливых коррупционных практиках то Даймлера в России, то Глаксо в Китае. Иногда преступные практики прерываются государством страны происхождения компании (Мерседес), иногда — местным государством (Китай в нашем примере).

В России, находящейся в стадии становления «капитализма», на предприятиях царят крайне жесткие и даже фантастические отношения, связанные то ли с причудами чичваркиных-хозяев, то ли с бюрократическим произволом. Последний имеет, пожалуй, крайнее выражение в деятельности фармкомпаний, жестко контролирующих работников. Будем надеяться, что этот конфликт станет важным шагом в развитии гуманных бизнес-практик на Руси.

Василий Власов