А не только от Навального!

Конечно, это я о коррупции.
Сообщается, что в США в суде представлены сведения о коррумпировании фармкомпанией русского чиновника. «Две компании признались, что руководители Teva и сотрудники Teva Russia платили взятки высокопоставленному российскому чиновнику, чтобы тот с помощью своих полномочий увеличил продажи препарата копаксон — лекарства Teva от рассеянного склероза (РС) в рамках ежегодных закупок министерства здравоохранения России»,

Напомним, что глатирамера ацетат (копаксон) — лекарство не больно-то эффективное. Оно добавилось в арсенал лечения интерфероном-бета, который за 20 лет так и не был убедительно показан эффективным средством. Хоть эти (и подобные) средства и называют «изменяющими течение болезни» (disease modifying treatments), как раз изменения течения болезни в сторону выраженного нарушения функций и инвалидности не показано убедительно.

Тем не менее, во всем мире маркетинговая стратегия производителей средств для лечения РС себя оправдывает. Да и хороша она, верно: болезнь как бы редкая, но больных много; раз редкая — все приятности поддержки со стороны государства обеспечены; болезнь инвалидизирующая, но течет многие десятилетия, можно долго лечить; РКИ вроде бы есть, но даже для интерферонов за десятилетия ничего не известно о результатах длительного лечения.

В США разбирались с Тевой и рассматривали только коррупцию чиновников, но, право, везде, в том числе на Руси, огромное значение имеет активность групп давления, прежде всего пациентских групп. Они вряд ли получают то, что называется взяткой, но они напрямую получают средства фармкомпаний и вольны их использовать в соответствии со своим уставом. Я не удивлюсь, если русское общество больных РС получило миллионы долларов от индустрии. Впрочем, поскольку правительство обещанное больным лечение предоставляет не полностью, а общество не сильно давит на правительство, все выглядит так, что имеет место баланс: вы на нас не давите, а мы закрываем глаза на то, что вы купленные. Так, думаю. И так, думаю, не только с РС, но и с другими болезнями, где дорогое лечение предоставляется за общественные средства.

Если говорить не о сегодняшних судорогах импортозамещения, а о более ранних событиях, то вполне коррупционным выглядело решение включить РС в программу бесплатного обеспечения лекарствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в 2004 г. Затем интерферон и копаксон перекочевали в «7 нозологий», и до сих пор расходы на эти препараты являются одним из самых больших расходов на лекарства федерального бюджета.

Тут есть повод вспомнить о коррупционном мультипликаторе. Это к тому, что взяв на 1 млн взятку, чиновник наносит ущерб многократно бОльший. Так вот, сегодня ситуация сложилась удивительная. Огромные деньги тратятся на закупку лекарств от РС, возможно вообще не меняющих течения болезни, причем болезни, текущей столь медленно, что она долгие годы не приводит к инвалидности, десятилетиями.

При этом для другой группы больных — больных гепатитом С — есть лекарство, которое их излечивает, начиная с софосбувира их уже несколько. Гепатит С — убийственная болезнь, и ею болеют в России сотни тысяч человек. Однако правительство уже не первый год ничего не делает для того, чтобы ситуация изменилась. Если искать простые объяснения, то можно предположить, что причина та же — коррупция. Действительно, сегодня гепатит С лечат интерфероном. Да-да, интерфероном (другим — альфа). Это дорогое, токсичное и абсолютно неэффективное лечение.

Не будет причудливым предположить, что влиятельные русские «Бибокады» и «F-фармы», которые своими продуктами почти полностью заместили импорт, совсем не хотят терять рынок. Ничего подобного софосбувиру предложить они не могут на рынок (напомним, что ряд западных компаний быстро выбросили на рынок аналогичного софосбувиру действия оригинальные препараты). Но они могут коррумпировать правительство не хуже Тевы, может быть, даже лучше. В результате софсобувир и другие эффективные средства остаются недоступными, а деньги тратятся на токсичные и неэффективные, зато отечественные интерфероны.

Сообщается, что от Тевы только один чиновник получил 65 млн. долл. Эта цифра дает нам представление о том, сколько чиновники получают. В этом свете обвинения бывш. министру Улюкаеву в принятии $2 млн. выглядят анекдотически.

Еще важно, что сотни миллионов долларов будут выплачены Тевой как штраф Соединенным Штатам. У них, оказывается, борьба с коррупцией на российской территории может быть выгодна для американского бюджета. (Вот ловкачи).

Приведет ли это событие к расследованию на Руси? Вряд ли. Напомним, что прецеденты были. В Германии доказали вину Мерседеса в выплате взяток российским официальным лицам с связи с закупками авто. И ничего тут у нас не случилось.

Воруют.

Впрочем, Минздрав отреагировал ожидаемо: готовы содействовать и просим прокуратуру расследовать. В Минздраве ли дело? Его ли чиновник взял? Вот была начальница над лекарствами в Минздраве — Д. Михайлова. Она после увольнения из Минздрава под следствием и судом была долго-долго, и никто уже не помнит, чем дело кончилось. А вот я кое-что запомнил, меня касающееся. Д. Михайлова защитила докторскую диссертацию, и, если верить сайту ВАК, я на защите был у нее официальным оппонентом. А я не был. Потом оказалось, что руководитель диссовета «угол срезала» и не обновила автореферат на сайте ВАК после того, как я отказался  быть оппонентом.

Зачем руководитель диссовета и ректор Волгоградском медакадемии помогали-поспешали чиновнице диссертацию защищать? Наивный вопрос, скажете. И правильно. Теперь, по прошествии 5 лет выяснилось, спасибо Диссернету, что диссертация-то у Д. Михайловой сплагиаченная, или, как официально выражаются, в значительной своей части состоит из «незаконных заимствований» из ряда работ, премущественно выполненных раньше в Волгоградской медакадемии.

Могла ли Д. Михайлова скопировать-слямзить столько из волгоградских работ, и чтобы руководитель «фармацевтичесского кластера Волгограда» этого не заметил? Опять наивный вопрос получается. Думаю, нужен столь же наивный ответ. Коль у чиновника текст в его диссертации спертый, то и срезать что-нибудь в интересах Тевы-Бибокада ему должно быть вполне приемлемо.
ЗА 65 000 000 ЗЕЛЕНЫХ?

Василий Власов

Апдейт 20161228

Эти и другие комментаторы дружно показывают пальцем на Б. Шпигеля который наслаждался одно вермя руководством большой компанией, жировавшей на госзакупках, и сидел в Совете Федерации, будучи одним из руковожителей комитета по здравоохранению. А то, что его компания торговала для тевы копаксоном, делает предположение неубиваемым.