В Медгазете Б. Лихтерман, ее сотрудник и сотрудник Сеченовки, рассказал о Чтениях памяти А. Вейна

Свой рассказ автор сопроводил критикой, важной сегодня для организаторов конференций

«Одним из событий  была  лекция профессора  Олега Левина (Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования (РМАНПО), Москва) «Великое ничто: плацебо в клинической неврологии». Будем надеяться, что  ее текст скоро появится на страницах «МГ», и потому воздержимся от краткого пересказа. На завершающем слайде был показан  гигантский пьедестал, на котором  отсутствуют надписи. Это, по мнению докладчика, является точной метафорой роли плацебо в медицине.  В этой связи  председательствующий и, одновременно, один из организаторов Чтений  стал возмущаться позицией Комиссии РАН по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований, объявившей гомеопатию лженаукой, поскольку  не  был учтен эффект плацебо.  «Не надо смешивать обладающие плацебо-эффектом пустышки и препараты для лечения неврологических заболеваний с доказанной эффективностью», — мудро  возразил  профессор Левин.
К сожалению,  программа Чтений и состав участников выставки свидетельствовали об обратном. Рядом с флагманом мировой фарминдустрии, известным своими инновационными разработками, находился  стенд компании, выпускающей гомеопатические препараты. Более того, в  программу  Чтений был включен  семинар этой компании. С тем же успехом на съезде психологов могли бы выступать  колдуны и экстрасенсы, а на съезде хирургов – филиппинские хиропрактики. Конечно, деньги не пахнут, но стоит ли дискредитировать светлое имя Александра Моисеевича?
Наверняка организаторы Чтений бывали на  ежегодных конгрессах Американской или  Европейской академии неврологии, где  сателлитные симпозиумы четко обозначены, отделены от основной программы, разведены по времени с научными (некоммерческими) сессиями. За них не начисляются кредиты (накопительные баллы для повышения квалификации).  На Чтениях эти элементарные этические правила не соблюдались.  Практически все симпозиумы были сателлитными, но  в программе ни одна  фирма-спонсор указана не была, и ни один докладчик не декларировал конфликт интересов в начале своего выступления. Более того, в  зале пленарных заседаний на сцене  был размещен стенд с логотипами спонсоров, что категорически  запрещено в цивилизованных странах.
По завершении Чтений нужно было отстоять часовую очередь за сертификатами участников. Причины такого ажиотажа в том, что  вместо  курсов тематического усовершенствования Минздрав вводит систему кредитов, а, как заявлено на сайте организаторов Чтений, «конференция аккредитована системой непрерывного медицинского образования!». Вот почему на бейдже каждого участника   был  штрих-код, который каждый раз считывался при входе в один из  семи залов.  Чем больше заходов, тем больше накапливается баллов. Только вот начислять баллы за посещение коммерческих сателлитов, в том числе посвященных гомеопатическим препаратам, неврологи на Западе еще не додумались.»