Читатели этого блога — люди в основном неслучайные, и им известно, что автор этих строк стал членом Общсовета при МЗ.Я не обольщался, вступая в этот кружок ограниченных, как оказалось, своими собственными интересами людей, но я и предположить не мог, что МЗ с таким хладнокровием будет игнорировать насущные интересы страны, подсовывая Общсовету для обсуждения вопросы типа «похвалите МЗ за политику открытости» или «коллективная независимая оценка качества медицинской помощи путем анализа сайтов медицинских учреждений». При этом МЗ пускал помимо Общсовета и его профильных комиссий, в которых я участвую, такие документы как Стратегию развития медобразования, Порядок поступления в ординатуру в 2017 г., изменения в Порядке подготовки перечней лекарств (ПжНВЛС, прежде всего). Да всё существенно важное было исключено из общественного обсуждения не только в стране, в профессиональном сообществе, но и в Общсовете.

Вы спросите, а почему я написал об этом именно сейчас? Потому что:
1) всё же надо когда-то
2) сегодня я ознакомился с приказом  200н от 20.05.2017 (см. тут.)

Этим приказом в 100500 стандартов оказания медпомощи в онкологии вставляется протонное облучение (конформная дистанционная лучевая терапия пучками нейронов, протонов и тяжелых ионов). Вставляется везде с частотой 0,01. Т.е. каждого сотого предполагается облучать именно протонами.  Пропихиватели этой технологии везде сообщают, что это очень важно точно донести энергию до глубоких локализаций шеи, головы, глаза. Фактически предусмотрена протонная терапия при опухолях костей, простаты и проч. Т.е. при тех опухолях, при которых не то что пользы дополнительной не найдено, но даже показано, что отличия от других вариантов лучевой терапии нет. Между тем, систематические обзоры показывают, что почти по всем опухолям/локализациям, почти по всем показаниям доказательств терапевтического преимущества у протонного излучения нет. Применительно к некоторым показаниям есть косвенные основания полагать, что протонная терапия может быть более эффективной. За 50 лет использования протонного излучения врачи, имевшие доступ к этому редкому ресурсу, умудрились провести крайне мало исследований, которые давали бы основания для оценки соотношения пользы и вреда и для сравнения с другими способами радиотерапии.

Сегодня представлял в Правительстве это безобразие (введение в стандарты лечения именно протонной терапии) замминистра С. Краевой, который в основном нам известен своей списанной диссертацией, но ещё и тем, как он помогал Пфайзеру впарить свою самую дорогую и не самую нужную вакцину.

Обратите внимание: в то время, как все больные и их родственники и соседи, все врачи, хоть как-то сталкивающиеся с онкологией, знают, что лечение онкологических больных не обеспечено финансово, что люди для получения хоть сколько-нибудь адекватной химиотерапии тратят все средства семьи, в это время онкологи пируют. Они затверждают себе возможность покупать у питерского капиталиста на народные деньги самое дорогое и не самое эффективное лечение. Причем делают это в такой форме, чтобы можно было на это лечение изводить хоть и весь бюджет.

Легко понять владельца питерского протонного центра. Он сделал центр протонной терапии. Фактически — первый в стране. Ему надо кредиты отдавать и законную прибыль получать. По определению. Предлагаю вам догадаться, что двигало В. Скворцову и её подчиненных, когда они помогали в этом. Добавлю, что, если бы министр В. Скворцова заказала на мильярд рублей экспертизу этого вопроса в Англии или за миллион в России, а потом действовала в соответствии с научными рекомендациями, мы могли бы спорить с этой оценкой технологии. Но ведь не было оценки технологии. Было лишь поручение предправительства от 23.10.2015 разработать соответствующие (протонной терапии) изменения в стандартах. Но, во-первых, в это время Д. Медведев, возможно, не знал, что денег нет, и, во-вторых, онкологи, ведомые В. Скворцовой, могли ограничиться, например, использованием протонов при злокачественных новообразованиях органа зрения. Нет, они написали документы таким образом, чтобы можно было все деньги здравоохранения спустить в прорву ускорителя. Если исполнительность может быть хуже коррупции, то это — как раз тот случай.

Так что у нас есть все основания адресовать теперь претензии именно к МЗ и иметь в отношение МЗ все вполне реалистичные подозрения. Справедливости ради надо добавить, что уже годами огромные общественные средства тратятся на создание казенных «протонников». Тратятся, и конца этому не видно. Когда они будут построены, то машинка по освоению денег здравоохранения заработает вовсю. Всех наших денег не хватит, чтобы оплатить кашу, которую она наварит

Василий Власов

Апдейт 170710