Если Вы не вчера появились в здравоохранении, то Вы помните, что всего четыре года назад аккредитация преподносилась как решение

может быть не самой главной, но важнейшей проблемы здравоохранения — проблемы квалификации врачей. Анекдотическая ситуация, когда есть хирурги и неоперирующие хирурги в поликлиниках, урологи и неоперирующие урологи в поликлиниках, и т.д. была и остается для всех очевидной. Нормальным её решением во всех приличных странах является «подтягивание» уровня специалистов на амбулаторном приеме к уровню «полноценных» специалистов стационара. Простейшая реализация этого решения — специалисты стационара часть рабочего времени проводят на амбулаторном приеме. В Москве даже поговаривали о реализации этого решения. Но о чём только не поговаривали в Москве…

Минздрав же предложил «аккредитацию». Главным её элементом, который министр В. Скворцова преподносила всем начальникам и всем собраниям, была индивидуальная аккредитация каждого врача в объёме его/её подготовки. Т.е., например, хирург поликлиники аккредитуется в объёме его подготовки на уровне примерно лечения панариция и гидраденита. Несмотря на то, что эта идея была высмеяна или деликатно покритикована многими специалистами, понимающими толк в профессиональных квалификациях врачей, Минздрав с упорством продвигал замену сертификации аккредитацией. Как решение.

И вот мы видим по прошествии 4 лет, что никакой индивидуальной аккредитации по объёму подготовки врача нет и помине. Аккредитация выглядит как приснопамятная сертификация. По-прежнему она реализуется при вузах, по-прежнему почти все проходящие её получают своё положительное заключение. Минздрав даже гордится этим — почти все! Вот как хорошо!

Фактически же второй год прошедшие аккредитацию молодые специалисты даже удостоверение об аккредитации не могут получить. Бланки Минздрав обеспечить не может. Вы понимаете? Четыре года разговоов об организации процесса, и даже бланков не напечатали.

Теперь мы узнаём, что Минздрав даже перелицованную сертификацию-аккредитацию не может обеспечить в сроки, которые он сам себе задал.

«Приказ (№127н) разделял внедрение аккредитации на четыре этапа: в 2017 году, следом за стоматологами и фармацевтами, аккредитовывались выпускники других специальностей. С 2018 года – ординаторы, магистры и получившие среднее профессиональное образование. На четвертом и завершающем этапе, который начинался с 1 января 2021 года, аккредитацию должны были пройти все оставшиеся.

Проект новой версии приказа, опубликованный на regulation.gov.ru без уведомления, переносит дату аккредитации ординаторов и получивших дополнительное профессиональное образование по программам переподготовки на 2019 год, а саму аккредитацию растягивает еще на два этапа.

Таким образом, те, кто, согласно действующему приказу, должны были пройти аккредитацию в 2018 году, смогут это сделать, в случае принятия нового варианта, только в 2021 году. Это те студенты, которые закончат ординатуру, бакалавриат, магистратуру или получат среднее медобразование в 2018 году.

Предлагается также перенести аккредитацию лиц, получивших медицинское и фармацевтическое образование за границей, с 2018 года на 2020 год.»

И вся эта возня не решает ни одной проблемы… Подготовка в ординатуре остается краткосрочной и недостаточной для подготовки врача, часть врачей приступают к работе врачами без последипломного образования, реальная квалифкация врачей с одинаковыми формально присвоенными специальностями различается как небо и земля, эндокринологом можно стать после 6-месячной специализации, внешнего, не зависимого от вузов контроля подготовленности выпускников так и не появилось …

Василий Власов