Как известно, в бесчеловечных системах здравоохранения, вроде российской, пациент имеет ограниченное право выбора. В российском законодательстве прекращение активного лечения умирающего пациента прямо запрещено.
Как же может пациент реализовать свое право на распоряжение жизнью в таких обстоятельствах? Специалист по этике Юлиан Савулеску в 2013 г. предложил в таких ситуациях рассматривать в качестве решения добровольный отказ от питания и питья.
Это решение, к сожалению, подходит только для относительно человечных систем. В США Американская ассоциация медицинских сестер декларировала свое положительное отношение к таким решениям пациентов.
В эти же дни вышел фильм, документальный, в рамках поддержки дебатов в Австралии относительно ассистированного самоубийства. Думаю, врачам это никак не ново, но позволяет задуматься еще раз. А вот взрослым людям надо посмотреть всем. Незнание английского не помешает.
В России вопросы принятия важных решений в отношении лечения в конце жизни фактически запрещены к обсуждению. В отдельных случаях умирающие пациенты подвергаются насильственному лечению, в том числе насильственному кормлению. Российскому здравоохранению, да и всему обществу предстоит пройти еще длинный путь к уважению прав человека.
Вот вам пример и доказательство, как тупо не готова врачебная профессия к серьезному обсуждению проблем умирающих больных. Прочтите это эссе, опубликованное днями в самом цитируемом медицинском журнале. Вы видели что-нибудь подобное в русских журналах? Вот то-то.
Василий Власов