«Российская газета» обрадовала россиян: Материа Медика получила премию XVIII всероссийского открытого конкурса профессионалов фармотрасли «Платиновая унция».
Поясним, почему это даже не прикольно, а именно возмутительно: эта компания продает препараты так называемой «стыдливой гомеопатии», т.е. такие же сахарные шарики, как у гомеопатов, но на которые набрызгивается гомеопатический, т.е. сильно разведенный раствор неких веществ. Настолько разведенный, что научными средствами этих веществ там обнаружить нельзя. Сахар есть. А более ничего, кроме загрязнителей, обнаружить нельзя.
Из новостного сообщения следует, что «Специалисты оценивали и выбирали самые эффективные проекты производителей лекарственных средств, дистрибьюторов фармпрепаратов, отдельных аптек и аптечных сетей, а также других компаний, работающих на фармацевтическом рынке.» С последним спорить трудно: хозяин компании О. Эпштейн не только в прошедшем году стал членом-корреспондентом РАН, что не без оснований можно полагать самым большим позором Академии наук после ее изнасилования И. Сталиным, но и поставил международный рекорд продажи сахарных шариков под видом лекарств. Он даже успешно потеснил прежнего рекордсмена в этой области — «нормальную» гомеопатию.
Получатель премии настаивает на большем: «могу с уверенностью сказать, что использование данной технологии открывает новые возможности для преодоления бактериальной резистентности, а также существенно улучшает перспективы лечения некоторых форм детского церебрального паралича, шизофрении, инсульта. Вручение данной премии — факт признания важных достижений на стыке нескольких наук — физики, химии, биологии, физиологии». Это, конечно, псевдонаучное словоизвержение. Недавно, 9 апреля О. Эпштейн в Думе требовал, чтобы его товар был законодательно «закреплен» как национальное достижение, «выразил уверенность в том, что «новейший класс релиз-активных лекарственных препаратов должен быть законодательно внедрен в первую очередь в России, а не на Западе». «Страна должна поддержать свою науку и свои разработки в медицине и фармацевтике, что позволит нам выйти на качественно новый уровень как здравоохранения, так и качества жизни граждан». Кажется, после законодательного закрепления мичуринской науки в версии Т. Лысенко на Руси ничего такого не закрепляли.
За что же, как же дают эту премию? Читаем справку «Российской газеты»: «Премия …присуждается по итогам Всероссийского открытого конкурса профессионалов фармотрасли… В экспертный совет премии входят главный врач эндокринологического диспансера департамента здравоохранения г. Москвы Михаил Анциферов, руководитель управления фармации департамента здравоохранения г. Москвы Константин Кокушкин, директор ФГБНУ «Национальный научно-исследовательский институт общественного здоровья» им. Н.А. Семашко РАМН Рамил Хабриев, зав. кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Роза Ягудина, а также руководители крупнейших российских и международных аптечных сетей и фармкомпаний.»
Может такой коллектив, даже реально собравшись, оценить эти «достижений на стыке нескольких наук — физики, химии, биологии, физиологии»? Нет, конечно. Он этого и не делал. Эта премия – одна из множества премий, которые ассоциации деятелей разных отраслей выдают в зависимости от симпатичности и пожертвования претендентов. У этой премии есть несколько номинаций. Наряду с Материа Медика в той же «специальной номинации» премию получил один из членов этой конкурсной комиссии Р. Хабриев. Тут же фигурирует громадный Пфайзер с его Виагрой «За создание категории и лидерство на российском рынке на протяжении 20 лет.». Рядом — корпорация «Rhana» – «За вклад в активное здоровое долголетие». Вы слышали про корпорацию Рана? Она так называется для солидности. Это – малое московское предприятие, оказывающее косметические услуги, типа «плацентарная Лаеннек-терапия», «мезонити» и прочее подобное, за что глупые девчонки платят немалые деньги. Даже к фармрынку отношения не имеет. И, конечно, к «достижению активного и здорового долголетия».
Почему главная газета российского правительства сообщает нам о результатах некоей премии, присуждаемой на корпоративном междусобойчике, выделяя из числа участников лишь одного награжденного и в тонах неудержимого восхищения? Можно уверенно полагать, что по той же причине, по которой компанию с ее сомнительными продуктами восхваляют в Думе и в Академии наук: это оплаченная рекламная компания.
Я уже адресовал короткий комментарий этому платиновому событию, когда Новая Газета пригласила меня написать более содержательный комментарий. Увы, печатать этот текст они не стали. Причина? Возможно, в том, что я вижу поводом для появления этого текста в Российской Газете деньги, иными словами, предполагаю, что статья эта в РГ — джинса.
Василий Власов