выступление директора НИИ А. Каприна в связи с «онкологической программой».

Из трех скринингов, о которых АК сообщает с удовлетворением, один, самый масовый и дорогостоящий по проведению и последствиям — скрининг на рак молочной железы.

Хорошо известно, что польза от этого скрининга очень мала, если вообще существует. Между тем вред — хорошо изучен, огромен. Он выражается в том, что дополнительно выявляется огромное количество «раков», которые иначе, без скрининга никогда не были бы выявлены и женщины не подвергались бы лечению — тяжелому, травматичному. Кроме того, миллионы женщин станут подвергаться облучению, что само по себе увеличивает риск развития рака, не только рака молочной железы (РМЖ).

В этой связи можно упомянуть многократные заявления Минздрава о том, что удалось снизить одногодичную летальность. Фиктивность этого успеха харошо видна на примере как раз ранней диагностики РМЖ. За 10 лет количество выяляемых случаев «рака» увеличилось в полтора раза. При этом количество случаев 3 и 4 стадии не уменьшилось. Т.е. 10 лет «активного выявления» дало много больных с ранней стадией рака, но никак не предотвратило появление больных с поздней стадией. Большая часть «снижения одногодичность летальности» произошла не за счет уменьшения числителя (числа умерших), а за счет увеличения знаменателя (числа выявленных больных). Увеличив его в 2 раза можно в два раза снизить одногодичную летальность. Если, конечно, применять неубивающие больных методы лечения. Напомним, что все применяемые при РМЖ методы лечения имеют ненулевую опасность тяжелых осложнений и смерти.

Василий Власов

«Минздрав вводит массовый скрининг на три вида рака
04.07.2018

Минздрав России вводит массовый скрининг на три нозологии: рак шейки матки, колоректальный рак, рак молочной железы. Об этом сообщил генеральный директор ФГБУ «НМИЦ радиологии» Андрей Каприн 4 июля на круглом столе «Как будут исполнять поручение президента по борьбе с онкологией?» в «Парламентской газете».

«Все три локализации рекомендованы ВОЗ и являются общепринятыми в мире для скрининговых программ. Остальные считаются район- или страноспецифическими», —  пояснил он выбор нозологий.

Андрей Каприн отметил, что опубликованные Минздравом рекомендации по проведению трех скринингов полностью совпадают с рекомендациями ВОЗ: «Колоректальный рак – это анализ кала на скрытую кровь, и не просто анализ, а иммунохимический, с высокочувствительным разрешением. Маммологические исследования на маммографе — с двумя мнениями, это тоже международный стандарт. Рак шейки матки – цитологическая биопсия».

Важной задачей онколог считает осуществление контроля за качеством выполнения обследования: «Любой скрининг можно низвести на месте до абсурда. Поэтому нужно, чтобы выполнялся стандартизированный протокол, и тут нельзя снимать ответственность с главных онкологов в регион»