«от онкологов страны по наполнению раздела клинических рекомендаций «онконастороженность». На что врачу обратить особое внимание, на какие дополнительные исследования направить пациента в случае выявления отклонений – по каждому профилю необходимо прописать четкий, понятный алгоритм, которого все станут придерживаться. И составлять эти порядки гинекологам, урологам, проктологам и представителям других специальностей надлежит непременно в тандеме с онкологами.»

https://medvestnik.ru/content/news/Minzdrav-nedovolen-dublirovaniem-issledovanii-na-raznyh-etapah-okazaniya-pomoshi-po-profilu-onkologiya.html

т.е. теперь в КР у неврологов, дерматологов, крадиологов появится раздел «онконастроженность» по предложению онкологов. Но ведь справедливо, чтобы у проктологов и прочих фтизиатров был еще раздел про тератологическую настороженность. Еще можно пожелать, чтобы урологи и прочие психиатры не забывали о кардиологической настороженности. Неужели у умного Шилькрота и его начальницы не замыкает, что превращение КР в инструмент предписывания с административными целями — это извращение идеи, делающее ее бесполезной?

В КР должно быть только то, что научно обосновано и что соответствует возможностям системы здравоохранения. Всякое запихивание политически актуального, типа онконастороженности, в КР по ведению острого коронарного синдрома — это путь в никуда.

Только нормальные КР, составленные мультидисциплинарными группами, могут быть приемлемы. И они обязательно будут включать «онконастроженность», если она в даных КР должна присутствовать. Как, например, в КР по ведению пациентов с болями в спине.

Почему-то именно ключевое требование к процессу разработки КР — создание их силами междисциплинарных рабочих групп — совершенно неприемлемо Миздраву. Объяснение тут имеется только одно. Если в рабочей группе помимо фтизиатров окажутся еще семейные врачи и эпидемиологи, то коррумпированные людишки не смогут так эффективно протаскивать, например, пресловутый диаскинтест.

Никакими «фиксиками» с КР не отделаться. Нужны принципиальные исходные решения. Пока МЗ не утвердил для использования современную методологию разработки КР, все попытки всунуть в КР или в протоколы  нужные в текущий политический момент элементы приведут только к ухудшению ситуации.

Справедливости ради отметим, что Минздрав уродует не только клинические рекомендации. Развернуто массированное редактирование профессиональных стандартов (не к ночи будь помянуты), программ переподготовки врачей, программ подготовки врачей. В каждый из этих документов впендюривается модуль «онконастороженности». Все же вред, наносимый такой деятельностью наиболее велик применительно к КР.

Василий Власов