Именно его словами «Кадры решают все» озаглавила депутат Госдумы Мурзабаева интервью в РИА (http://ria-ami.ru/read/24993) — видимо, близкий к тексту ее выступления.

В материале приводятся цифры недостатка врачей, предоставленные Минздравом, видимо. Напомним, что министерство так и не пояснило, почему со сменой министра дефицит кадров сократился в несколько раз и почему исчез 99% дефицит врачей-диетологов. Но смеху тут остается мало места.
Лечить проблему намереваются кнутом и пряником.
Пряник — в виде повышения социальной привлекательности работы врача. Жилье, доплаты на селе, молодым… Может быть, кто забыл — всего 10 лет назад такие же думцы как г-жа Мурзабаева, лишили врачей на селе беcплатных дров и оплаты жилья. Да! Они же еще запретили сельским фельдшерам торговать лекарствами! Теперь «через задний проход», открытый мудрыми законодателями через 8 лет, эта проблема разрешается, о чем иногда рапортует минздрав. Вероятно, лет через 30 мы приблизимся к уровню 2000 года, а там недалеко будет и до уровня 1991 года. Но это я отвлекся на лекарства. Пардон.
Кнут — в виде принуждения выпускников вузов ехать, куда надо. Принуждение предполагается через «контракты». Контракты должны заставить выпускника института или ординатуры ехать куданадо, или платить неустойку по контракту. Интересно, что ситуация развивается крайне органично. Правительство уже много лет сокращает бюджетное финансирование ординатуры. Дешевая интернатура исчезает. За ординатуру надо или платить самому, или продаваться по контракту региону. Вот и еще экономия денег федерального бюджета и перекладывание расходов на регионы. И на врачей узда.
Мудро.
Вот сам материал с сайта РИА.
Депутат Госдумы Салия Мурзабаева: «Кадры решают все»
28 января 14:29

Wide_Мурзабаева_СШ_2

фото: ria-ami.ru

Член комитета по охране здоровья, д.м.н. Салия Мурзабаева выступила 24 января на пленарном заседании Госдумы, обозначив проблему восполнения дефицита кадров в здравоохранении, как важнейшее условие реализации государственных гарантий обеспечения населения качественной и доступной медицинской помощью.


Депутат отметила, что, несмотря на принимаемые меры по поэтапному сокращению дефицита кадров в отрасли в рамках федеральных и региональных программ ситуация остается крайне напряженной практически во всех регионах, особенно на селе. Так в Сахалинской области дефицит врачей — 50%, Республике Коми — 46%, Екатеринбурге — 45%, Хабаровском крае — 35%, Архангельской области — 27% и т.д. Возникающий в результате этого высокий уровень совместительства приводит к повышенной нагрузке на персонал и негативно влияет на возможности оказания медицинской помощи.

Общий дефицит средних медицинских работников в России составляет около 270 тысяч, дефицит врачей — до 40 тысяч, максимально по таким специальностям, как анестезиология и реаниматология, неонатология, наркология, педиатрия, фтизиатрия, патанатомия. Наибольший дефицит — в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Сегодня здесь работает в 2-2,5 раза меньше врачей, чем рекомендует ВОЗ. Всего на 10 тысяч россиян приходится примерно пять врачей. Около 30% из них — пенсионного и предпенсионного возраста. Каждый год из российского здравоохранения уходят 8–10% врачей. Только 2–2,5% из них выходят на пенсию, остальные разочаровываются в профессии или в условиях работы.

По данным социологического исследования, проведенного в 5 субъектах по заказу Минздрава России при поддержке Национальной медицинской палаты, одна из причин дефицита кадров — низкий уровень привлекательности работы. При опросе только 14% медиков ответили, что морально и материально удовлетворены своей деятельностью, 17% собирались сменить место работы, 47% не хотели бы, чтобы их дети стали врачами

Наиболее уязвимой группой с позиций потерь кадров являются выпускники учреждений медицинского образования. Действующие сегодня в стране образовательные учреждения выпускают около 30 тысяч врачей в год. Этого было бы достаточно при условии, что все выпускники останутся работать в здравоохранении. Однако, по данным проведенных опросов, 11% студентов уже в процессе обучения не планируют работать в медицине по окончании ВУЗа, 25% хотели бы работать в коммерческих медицинских учреждениях, до 22% — высказывают намерение продолжить образование за рубежом, половина из них хотят остаться там для работы.

Распределение выпускников ВУЗов без их добровольного согласия сегодня невозможно, т.к. противоречит действующей Конституции РФ. В этих условиях ведущим и реальным механизмом закрепления подготовленных кадров является целевой прием и целевое обучение

В соответствии с «Комплексом мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года» (утвержден распоряжением Правительства РФ от 15 апреля 2013 г. № 614-р) развитие системы целевого приема в образовательные организации высшего медицинского образования, предусматривающие выполнение обязательств по трудоустройству обучающегося в медицинскую организацию, названную в договоре о целевом обучении, является одним из приоритетных направлений подготовки кадров для здравоохранения.

Правовые основы организации этой работы определены новым Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 56). Порядок заключения и расторжения договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, а также их типовые формы установлены Постановлением Правительства РФ от 27.11.2013 № 1076.

Следует обратить внимание, что согласно указанного федерального закон органы государственной власти и местного самоуправления а также организации вправе заключать договоры о целевом обучении с обучающимися средних профессиональных образовательных учреждений и ВУЗов, принятых на обучение не на условиях целевого приема, т.е. даже на последнем курсе. Это дает возможность привлекать нужные кадры оперативно, в зависимости от потребности, не дожидаясь все годы его обучения. Но, безусловно, при заключении такого соглашения, работодатель должен предложить привлекательный для специалиста социальный пакет и условия работы.

По данным Минздрава РФ, озвученным на совещании у Президента России В.В.Путина 21 января, численность врачей в 2013 году увеличилась на 4600 человек, большинство врачей пришли работать в первичное звено. Значительную роль в этом сыграло увеличение доли целевой контрактной подготовки, которое составило для студентов — 38,5%, для интернов и ординаторов – 50%. Эту работу регионам следует проводить более активно. К тому же, в планы мероприятий («дорожные карты»), направленных на повышение эффективности здравоохранения, показатель, отражающий эффективность целевой подготовки, включен в качестве одного из целевых индикаторов структурных преобразований («Доля медицинских и фармацевтических работников, обучавшихся в рамках целевой подготовки для нужд соответствующего субъекта РФ, трудоустроившихся после завершения обучения в медицинские или фармацевтические организации государственной и муниципальной систем»).

Не следует также забывать, что профессия медицинского работника – особая профессия, требующая помимо высокого профессионализма, особых душевных сил и качеств характера, желания и готовности помогать людям. Не случайно Президент России в своем Послании Федеральному Собранию на 2014 год высказал убеждение о том, что волонтёры, на деле проработавшие в учреждениях здравоохранения, должны иметь преимущественное право зачисления в медицинские вузы. Президентом уже дано поручение Правительству в срок до 1 августа 2014 года внести соответствующие изменения в федеральное законодательство.

Безусловно, специфика профессии, связанной с высокой ответственностью, в условиях кадрового дефицита, требует большего объема социальных льгот и гарантий по сравнению с другими социальными группами.

Сегодня в субъектах применяются разнообразные меры социальной поддержки медиков: единовременные выплаты молодым специалистам; доплаты к их заработной плате после окончание учебного заведения; оплата коммунальных услуг; возмещение затрат, связанных с арендой жилья; предоставление субсидий на компенсацию части стоимости жилья и платежа по кредитному договору, предоставление в собственность земельных участков и др.

Наиболее востребованной составляющей социального пакета, как показывает практика, является жилье. Учитывая разные возможности регионов для решения жилищных проблем, возможно рассмотреть вопрос о введении для медиков специальной федеральной ипотечной программы. Для педагогов такая программа действует уже в течение двух лет: предоставляются субсидии из федерального бюджета на софинансирование бюджетам субъектов для возмещение части затрат в связи с предоставлением молодым учителям общеобразовательных учреждений ипотечного кредита.

Немаловажная причина неудовлетворенности медиков работой — заработная плата. Да, целевые показатели 2013 года по зарплате достигнуты уже по результатам девяти месяцев и составили 39,5 тысяч рублей у врачей и 22,7 тысяч у средних медицинских работников. Но обращает внимание выраженная дифференциация по регионам и учреждениям, даже в сопоставимых территориальных пределах. Так, в шести областях Центрального федерального округа зарплата врачей муниципальных учреждений ниже, чем у средних медработников и составляет менее 10 тысяч рублей (Ивановская, Костромская, Орловская, Тамбовская, Липецкая, Рязанская обл.).

Следует также учитывать, что в начисленную зарплату включается совместительство на 1,5-2 ставки, дежурства за пределами установленной продолжительности рабочего дня (зачастую до 6-8 в месяц). Медиков волнует, что рост зарплаты происходит за счет увеличения нагрузки, страдает качество медицинской помощи, сокращается время на самообразование, на семью. При этом базовый оклад остается очень низким, не превышает 40% (5,5-10,0 тыс.руб.), а стимулирующая составляющая зарплаты и надбавки начисляются по усмотрению администрации. В результате нет должной прозрачности, в различных подразделениях больниц зарплата резко отличается. Такая ситуация требует изучения и решения. Базовый оклад должен быть нормальным, а заработная плата — «прозрачной».

Оптимизировать оказание медицинской помощи должно и расширение сферы деятельности средних медицинских работников. Сегодня в странах с современной системой здравоохранения на одного врача приходится пять работников среднего звена. В России это соотношение – 1:2, в результате у нас медсестра выступает в основном в роли помощника врача, а должна быть помощником пациента.

Действительно, в сфере нормирования труда накопилось много проблем. Последний раз отраслевые нормы обновлялись еще в начале 80-х годов. По данным Минздрава работа по пересмотру нормирования труда, отраслевых стандартов и функциональных обязанностей медицинских работников уже завершается. Надеемся, что в ближайшее время подготовленные документы и результаты их пилотной апробации будут представлены для общественного обсуждения.

В заключение своего выступления Салия Мурзабаева отметила: «кадровая проблема здравоохранения сегодня — одна из первоочередных социальных задач и только комплексное ее решение на всех уровнях законодательной и исполнительной власти сможет обеспечить приток и закрепление квалифицированных кадров, необходимых для оказания медицинской помощи российским гражданам.

Соб. инф.