Рассказ министра В. Скворцовой об успехах В. Познеру предварял ее отчет на коллегии министерства, посвященной итогам года. Последним?
Именно. По тому, как много было вручено наград, наши обществоведы прогнозируют уход министра с поста. Но это, конечно, домыслы.
Если Т. Голикова рапортовала об объемах освоенных средств, то О. Голодец и В. Скворцова радовали нас сообщениями о том, что россияне начали жить дольше. Обе дамы, возможно, верят в то, что увеличение ППЖ при рождении на Руси зависит от усилий правительства.
Говорилось кое-что загадочное. например, вице-премьер сообщила, что «Нам предстоит выйти на новую повсеместную систему индикации«. А министр говорила, что «Одним из приоритетных направлений информатизации в 2013 году стало создание унифицированного программного обеспечения для скорой медицинской помощи, которое позволит полностью автоматизировать деятельность служб и центра медицины катастроф.» Я сразу вообразил как у них там все автоматически, роботами…
Еще загадка: «Осенью 2013 года впервые Министерством здравоохранения была разработана и применена новая тактика иммунизации населения против сезонного гриппа на основе обязательной регистрации «входных ворот» инфекции и прогноза траектории ее распространения.» Здорово, да? Так и видится, что за 3 месяца до эпидсезона наши эпидемиологи уже знают траекторию его распространения по стране и дают рекомендации, кого и где, когда вакцинировать. Фантастиш. ВОЗ отдыхает. Нобелевку — в студию.
Еще ГЛОНАСС, да: «Спутниковой навигацией ГЛОНАСС оснащены около 20 тыс. машин скорой помощи и более 2 600 станций скорой помощи. В результате, число дистанционных консультаций с передачей ЭКГ с борта машины возросло более чем в 2 раза.» Хорошая штука ГЛОНАСС. И шьет и разливает.
Есть основания для энтузиазма. ОГ: «Вот недавно мы были в Тюмени: это потрясающе, когда работают молодые ребята и показывают абсолютно уникальные результаты лечения тех людей, от которых отказалась Европа. Мы должны наделить правами подготовки современных протоколов тех людей на местах, которые действительно творят в ежедневном режиме, и нужно обязательно обеспечить поддержку молодому поколению, этим амбициозным докторам, которые сегодня готовы сделать следующий шаг, совершить прорыв.» Так и видятся ряды молодежи, открывающей огонь по штабам.
Или вот, многообещающее решение: «В ноябре 2013 года, в целях развития системы стандартизации качества лекарственных средств, был создан Совет Министерства здравоохранения по государственной фармакопее и развернута работа по подготовке очередного XIII издания Государственной фармакопеи Российской Федерации.» Кто не знает — Минздраву так и не удалось справиться с фармакопеей за 20 лет. Теперь будет совет.
Но есть и вполне понятное. Важное. Не ГЛОНАСС.
Вот, не прошло и трех лет, как было доказано, что сокращение потребления поваренной соли не влияет на здоровье, а наша министр уже отчитывается о том, что у нас приняты важные решения,к оторые позволят потребление соли сократить. Это — да.
Или: «в 2013 году фондооснащенность государственных медицинских организаций в регионах страны повысилась с 7,7 тыс. рублей до 19 тыс. рублей на один кв м.» Бухгалтер Голикова от зависти кусает ногти, а доктора тают от счастия. Сколько радости на квадратный метр!
Вообще, В. Скворцова не устает нас удивлять все новыми показателями. Вот, например: «этом количество региональных учреждений, оказывающих ВМП, увеличилось за год с 222 до 289 в 60 субъектах Российской Федерации.» Кто эти чудесные 60 субъектов, и почему именно в них посчитали, и как это важно для всей страны — будем ждать. Да.
Недостатки? Отмечены: «В то же время для некоторых медицинских профилей сохраняются более длительные сроки ожидания. Прежде всего, это касается нейрохирургии – 35 дней». Неужели? Вот в Канаде, где, как известно, капиталистический режим, там… 50% ждут нейрохирургии более 3 месяцев. В Австралии … батюшки… около 30% дут более 34 месяцев. Если у нас такие недостатки, то каковы же наши достоинства??? Или врут…
Наверное, все-таки врут.
Вот тренд: «с 2014 года мы начали погружать наиболее распространенные и растиражированные методы ВМП, широко применяемые в субъектах Российской Федерации, в систему ОМС, по сути снимая ограничения с их объема.» Раньше ВМП сопровождалась гарантированным финансированием (квотой). Финансирования было мало, квот не хватало. Теперь помощь «погружается» (слово волшебное найдено!) в финансирование ОМС и «снимаются ограничения с их объема». Наверное, надо туда еще трансплантологию и протезирование крупных суставов погрузить, а еще установку пейсмейкеров, чтобы и там снять ограничения.
Конечно, у нас большие успехи в развитии записи на прием через интернет. И еще много компьютеров куплено. Правда, министр почему-то ничего не сказал о cудьбе национальной информационной системы, которая должна была связать наше здравоохранение. Ну, это такие пустяки, ведь ярды-то были освоены до 2013 года.
Министр у нас — доктор, ученый. Но, пардон, все же говорит и научно несостоятельные вещи. Вот: при диспансеризации «среди новообразований наиболее часто выявляют потенциально эффективно излечиваемые — 13,3 тысячи случаев рака молочной железы, 7,7 тысяч — рака предстательной железы, что делает особенно острой необходимость их своевременного выявления.» Вот никак из частоты выявления не вытекает необходимость выявления. Всегда чемпионом диагностики при диспансеризации было выявление аномалий рефракции. И что, их необходимо выявлять?
Или: «В 2013 году были созданы дополнительно 133 специализированных центра медицинской и социально-психологической помощи. Число абортов за год уменьшилось более чем на 54 тысячи, но число их пока бесконечно велико – более 880 тысяч. Это значительный резерв роста рождаемости и соответственно естественного прироста нашего населения.» В действительности нет доказательств влиянияэтих «центров» на частоту абортов, не могли 133 «центра» дать снижение на 54 тысячи, наконец, частота абортов снижается такими темпами уже более 10 лет. Хорошо известно, что выполняемые аборты НЕ являются резервом рождаемости. Если бы не знать, что министр никогда не врет, то можно было бы подумать.
Лекарства — важная тема. «изменены процедуры регистрации лекарственных препаратов, что позволило снять излишние административные барьеры и снизить число отказов в регистрации в 2 раза — с 60 % до 33 %, причем, что важно, без повышения рисков появления некачественной продукции.» Кто знает про систему выявления «рисков появления некачественной продукции» — прыскает в кулак.
Наконец, да, наконец, стандарты оказания медицинской помощи более не упоминаются ВООБЩЕ! Зато в прошлом году утверждены 310 протоколов. И они, оказывается — сёрпрайз-сёрпрайз — уже легли в основу образовательных программ для высшего и послевузовского образвоания. Здорово, да? Доктора-профессора-то и не знали!
Нет, все-таки здорово у нас развивается научно обоснованное здравоохранение!
В. Власов