Исполнительному директору Объединенной программы ООН по ВИЧ/СПИДу (ЮНЭЙДС)
Копия: Г-ну Жан-Эли Малкину
Директору регионального офиса ЮНЭЙДС в Восточной Европе и Центральной Азии
Дата: 24 апреля 2014
Мы, представители общественных организаций, работающих в сфере противодействия эпидемии ВИЧ-инфекции в России и других странах мира, обращаемся к вам в связи с организуемой в Москве в мае с.г. Четвертой конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии, со-организатором и донором которой выступает ЮНЭЙДС.
ЮНЭЙДС призвана объединять и координировать всемирный ответ на эпидемию ВИЧ- инфекции и поддерживать передовые практики правительств и гражданского общества в сфере борьбы с инфекцией. К сожалению, мы вынуждены вновь[1] выразить мнение, что за последние несколько лет в регионе Восточной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА) и, в частности, в России ЮНЭЙДС перестала играть лидирующую роль и стала полностью идти на поводу у правительства Российской Федерации, по сути, поддерживая его неэффективную политику в отношении борьбы с ВИЧ. То, что ЮНЭЙДС продолжает выступать в роли со-организатора и донора конференции, является очередным тому подтверждением.
Правительство России открыто подчеркивает свою оппозицию эффективным научно- обоснованным подходам к профилактике ВИЧ среди уязвимых групп, подменив подходы здравоохранения репрессиями, криминализацией и созданием атмосферы общественной нетерпимости и дискриминации в отношении представителей групп, наиболее уязвимых к ВИЧ, таких как люди, употребляющие наркотики (ЛУН), лица, вовлеченные в секс-бизнес, мужчины, практикующие секс с мужчинами, мигранты.
Убийственная идеология российских властей приводит к тому, что Россия является одной из немногих стран мира, где эпидемия ВИЧ-инфекции продолжает интенсивно расти: в 2013 г. было отмечено 77 896 новых случаев — на 10,1% больше, чем в предыдущем году, а всего на 31 декабря 2013 г. было зарегистрировано 798 866 случаев. Основным путем передачи ВИЧ по- прежнему остается совместное использование нестерильных шприцев среди ЛУН — 57% в 2013 г.,[2] как и 18 лет назад, в самом начале резкого роста темпов ВИЧ-инфекции в России. Несмотря на заявляемый универсальный доступ к лечению ВИЧ-инфекции, 22 387 ВИЧ-положительных людей умерло только в 2013 г.[3] — на 9,1% больше, чем в предыдущем году.
ВИЧ/СПИД является основной причиной смерти россиян в возрасте от 25 до 44 лет и второй по значению причиной в возрастной группе 45–49 лет.[4]
По данным Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН), в России насчитывается 8,5 миллионов потребителей наркотиков, из которых полтора миллиона — потребители опиатов[5]. Однако, несмотря на то что на ЛУН приходится большая часть всех случаев ВИЧ-инфекции и что распространенность ВИЧ среди ЛУН достигает 60% в некоторых городах, государство не выделяет ни копейки на эффективные научно-обоснованные программы по профилактике ВИЧ-инфекции среди ЛУН и других уязвимых групп и препятствует не только реализации, но и обсуждению в стране программ заместительной терапии.
Россия продолжает осуществлять жесткую антинаркотическую политику, которая из «войны с наркотиками» превратилась в войну с потребителями наркотиков. Другие уязвимые группы подвергаются не меньшим гонениям и унижениям. В прошлом году в России были приняты ряд гомофобных законов, которые ведут к раздуванию ненависти и насилия по отношению к представителям ЛГБТ-сообщества и ставят под угрозу работу по профилактике ВИЧ-инфекции среди этой группы. В декабре 2013 г. по дискриминационным основаниям было отказано в государственной регистрации единственной в России ассоциации секс-работников.
Россия не только подвергает риску жизни собственных граждан, но и пытается распространить свой «подход к профилактике ВИЧ среди уязвимых групп» в других странах СНГ, подрывая достижения профилактической деятельности в ВЕЦА, включая эффективно работающие программы снижения вреда. Ярким примером такой политики и презрения к нуждам пациентов является гуманитарный кризис в Крыму, где 800 клиентов программ заместительной терапии уже практически лишены доступа к жизненно важным препаратам метадону и бупренорфину. По словам директора ФСКН В.П. Иванова, «первое, что предстоит сделать в Крыму — отменить практику лечения наркомании с помощью метадона»6. По замыслу организаторов, данный чиновник должен выступить на открытии Четвертой конференции по вопросам ВИЧ/СПИДа в Восточной Европе и Центральной Азии[7].
В состав Оргкомитета конференции входит заместитель председателя Государственной Думы РФ С.В. Железняк, соавтор ряда репрессивных законов, в том числе «закона об иностранных агентах»[8], поставившего под угрозу деятельность некоммерческих организаций и ограничившего их возможности в получении финансирования на реализацию тех методов профилактики ВИЧ в стране, которые не поддерживаются из государственных источников, например, программ снижения вреда. Этот политик также приглашен выступить на открытии конференции.
Проведение конференции в России делает невозможным участие в ней представителей уязвимых сообществ. Наркозависимые активисты из других стран региона не только не смогут получить заместительную терапию на время своего пребывания на конференции, но будут находиться в опасности уголовного преследования. Выступления представителей ЛГБТ- сообщества могут попасть под действие гомофобного закона «О запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних».
Согласно своему мандату, ЮНЭЙДС призвана играть лидирующую роль в борьбе с эпидемией ВИЧ и защите прав людей, живущих с ВИЧ. Однако вы вновь выбираете путь коллаборационизма, позволяя российским чиновникам и дальше препятствовать доступу к профилактике, лечению, уходу и поддержке для представителей уязвимых групп в стране и одобряя продвижение аналогичной политики в соседние страны региона.
Российские чиновники неоднократно публично заявляли о неэффективности программ снижения вреда и заместительной терапии. Не опровергая эти утверждения и продолжая выступать со-организатором и донором конференции, ЮНЭЙДС фактически выражает согласие с подобной политикой российских властей.
Мы выражаем солидарность со всеми, кто подвергается репрессиям и страдает от убийственной политики внутри России и кто не сможет принять участия в этой конференции, — и присоединяемся к ее бойкоту.
Мы понимаем, что ЮНЭЙДС уже не откажется от участия и поддержки данной конференции. Но мы хотим в очередной раз открыто заявить о своей позиции и выразить неуважение и несогласие с вашей работой в регионе и в России в частности, которая выражается в неспособности и нежелании ЮНЭЙДС отстаивать интересы и права наиболее уязвимых групп на высоком политическом уровне.
С уважением,
Аня Саранг
Президент
Фонд содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова
Альваро Бермехо
Исполнительный директор Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу
Д-р Элиот Росс Альбертс
Исполнительный директор Секретариат Международной сети людей, употребляющих наркотики (INPUD)
Игорь Кузьменко
от имени Координационного совета Евразийской сети людей, употребляющих наркотики (ЕСЛУН)
Рик Лайнз
Исполнительный директор Harm Reduction International
Сергей Вотягов
Исполнительный директор Секретариат Евразийской сети снижения вреда (ЕССВ)
Энн Фордхэм
Исполнительный директор Международный консорциум по наркополитике (IDPC)
Анке ван Дам
Исполнительный директор СПИД Фонд Восток-Запад (AFEW)
Андрей Клепиков
Исполнительный директор Международный Альянс по ВИЧ/СПИДу в Украине
Ричард Эллиотт
Исполнительный директор Канадская правовая сеть по ВИЧ/СПИДу
Лаша Заалишвили
Исполнительный директор Грузинская сеть снижения вреда
Валентин Симионов
Исполнительный директор Румынская сеть снижения вреда
Петер Шароши
Директор программы по наркополитике Венгерский союз гражданских свобод
Ниэм Иствуд
Исполнительный директор Центр «Release» (Великобритания)
Ирина Борушек
Председатель правления Всеукраинская благотворительная организация «Позитивные женщины»
Ольга Беляева
Председатель правления Ассоциация ЗПТ Украины
Жан-Поль Грунд, к.м.н. Директор по вопросам исследований CVO–Центр исследований зависимости (Нидерланды)
Светлана Мороз
Председатель правления Благотворительная организация «Клуб Свитанок» (Донецк, Украина)
Людмила Винс
Директор НПО «Шанс Плюс» (Екатеринбург, Россия)
Християн Янкулоски
Исполнительный директор HOPS-Healthy Options Project Skopje (Проект
«Здоровый выбор» Скопье), Македония
Лаша Твалиашвили
Президент НПО «Реальные Люди, Реальное Видение» (Тбилиси, Грузия)
1 См. открытое письмо Мишелю Сидибе «Куда пропал ЮНЭЙДС» http://rylkov-fond.org/blog/novosti/unaidsletter
2 Справка «ВИЧ-инфекция в Российской Федерации в 2013 г.» Федеральный научно-методический центр по профилактике и борьбе со СПИДом. http://www.hivrussia.org/doc/docs.shtml
3 Там же.
4 Исследование глобального бремени заболеваний, травм и факторов риска. Институт показателей и оценки здоровья
/ The Institute for Health Metrics and Evaluation http://www.healthmetricsandevaluation.org/gbd
5 Интервью директора ФСКН В.П. Иванова радиостанции «Эхо Москвы», 16 мая 2013 г.
http://echo.msk.ru/programs/beseda/1074718-echo/#element-text
6 Телеканал «МИР 24», 20 марта 2014 г. http://mir24.tv/news/society/10105992
7 Протокол №1 заседания Организационного комитета Четвертой Конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии 2014 г., пункт 5.6. http://eecaac2014.org/system/docs/files/000/000/022/original/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%BA
%D0%BE%D0%BB_%D0%9E%D1%80%D0%B3%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82
%D0%B0.tif?1394195638
8 Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности Государственной Думы
http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/(SpravkaNew)?OpenAgent&RN=102766-6&02