Не успели отгреметь реакции на серию публикаций в медицинских медиа, продвигающих противотуберкулезные препараты в честь Всемирного дня туберкулеза, как высказалась главный туберкулезный опинион-лидер на Руси — главный фтизиатр И. Васильева.В предыдущих публикациях — как продвигателей прехлозона, так и продвигателей бедаквилина. профессор И. Васильева замечена не была. Она вступила «тяжелой артиллерией», и очевидно — в пользу бедаквилина. Для продвижения этого препарата главному фтизиатру свой сайт предоставило само Министерство (http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/04/04/2279-mnenie-professor-irina-vasilieva-fond-zdorovie-predstavil-nedostovernuyu-i-bezotvetstvennuyu-informatsiyu).

И. Васильева перхлозон вообще не упоминает. И. Васильева не ограничивается тем, что рассказывает, как было обосновано введение бедаквилина в методичку по туберкулезу, утвержденную Министерством. Не объясняет, и почему вдруг Минздрав утвердил методичку (закон таких документов не знает — есть порядки, стандарты и рекомендации). Зато в лучших традициях патриотической защиты русских капиталистов иностранный препарат выдает за отечественный. И. Васильева должна знать и, конечно, знает, что «отечественная компания ОАО «Фармстандарт-УфаВита»» только упаковывает препарат.

Формально выступление И. Васильевой представлено как реакция на Фонд Гаврилова. Это уже не первый случай, когда «фонд» вбрасывает, якобы, критику работы Минздрава, и потом оказывается, что только затем, чтобы Минздрав мог рассказать что-нибудь для себя полезное. Вот и тут, не будь выступления Гаврилова в пользу вполне себе второстепенного препарата, как бы Минздрав стал продвигать бедаквилин?

Василий Власов

текст копирую для удобства.

Мнение: профессор Ирина Васильева: «Фонд «Здоровье» представил недостоверную и безответственную информацию»

Материал опубликован 04 апреля 2015 в 15:00.
Обновлён 05 апреля 2015 в 13:13.

В новости, опубликованной Фондом «Здоровье», приводится недостоверная информация о том, что главный фтизиатр Минздрава России профессор Ирина Васильева разделяет критику в адрес утвержденных методических рекомендаций «Совершенствование диагностики и лечения туберкулеза». Этим недостоверные данные, к сожалению, не ограничиваются.

Профессор Ирина Васильева: «Методические рекомендации «Совершенствование диагностики и лечения туберкулеза», утвержденные приказом Минздрава России, основаны на разработанных и утвержденных Российским обществом фтизиатров (РОФ) федеральных клинических рекомендациях по диагностике и лечению туберкулеза, в том числе с множественной   и широкой   лекарственной устойчивостью возбудителя, а также туберкулеза, сочетанного с ВИЧ-инфекцией. Рекомендации широко обсуждались в профессиональном сообществе. Их авторами являются более 40 ведущих специалистов по фтизиатрии, микробиологии, инфекционным болезням, которые строили свою работу исключительно на основе принципов доказательной медицины».

В своей статье руководитель Фонда «Здоровье» Эдуард Гаврилов указывает на то, что препарат офлоксацин якобы дешевле и так же эффективен, как предлагаемые для применения бедаквилин и линезолид.

Но, видимо, перед критикой сами рекомендации Э. Гаврилов прочесть не потрудился. Дело в том, что в методических рекомендациях по совершествованию диагностики и лечения туберкулеза применение бедаквилина ограничено и полностью соотвествует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, препарат не входит в состав режимов лекарственно чувствительного и полирезистентного туберкулеза, а также стандартного режима   МЛУ ТБ. Бедаквилин включен лишь в алгоритмы составления индивидуализированных режимов химиотерапии в особых ситуациях при наличии данных о лекарственной устойчивости возбудителя к препаратам первого и второго ряда. Ограничения широкого применения бедаквилина связаны с опасностью развития лекарственной устойчивости возбудителя к препарату при включении его в неэффективный режим. Именно эти принципы применения бедаквилина отражены в руководстве ВОЗ 2014 года.  Включение бедаквилина в режимы лечения больных туберкулезом основано на данных международных многоцентровых клинических исследований, соответствующих стандартам GCP.

В 2013 году применение бедаквилина как нового противотуберкулезного препарата с доказанной эффективность и безопасностью было рекомендовано ВОЗ.

Продвигая препарат офлоксацин, Э. Гаврилов, видимо, не знает, что офлоксацин  относится к фторхинолонам второго поколения, имеющего худшие фармакокинетические и фармакодинамические свойства, чем доступные сегодня фторхинолоны третьего и четвертого поколений левофлоксацин, спарфлоксацин, левофлоксацин. Так,  например, левофлоксацин рекомендован руководством ВОЗ (2011) как наиболее предпочтительный фторхинолон в лечении туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью, а моксифлоксацин рекомендован ВОЗ для лечения туберкулеза с широкой лекарственной устойчивостью, начиная с 2006 года. Оба этих препарата являются обязательными компонентами режимов химиотерапии и рекомендуются ВОЗ к применению на протяжении всего курса лечения.

В перечень препаратов дополнительно по просьбам клиницистов был включен спарфлоксацин – фторхинолон третьего поколения, доказавший свою эффективность и безопасность при туберкулезе, показан к применению при туберкулезе согласно инструкции, входит в перечень ЖНВЛП и может применяться как альтернатива левофлоксацину в отдельных клинических ситуациях (например, при непереносимости левофлоксацина).

Странно также то, что Э. Гаврилов указывает на бедаквилин как на иностранный препарат. Вместе с тем  обладателем лицензии на производство препарата бедаквилин в России и странах СНГ в 2013 году стала отечественная компания ОАО «Фармстандарт-УфаВита».

В данный момент ОАО «Фармстандарт-УфаВита», являясь владельцем регистрационного удостоверения, локализовало производство препарата на своем предприятии в Уфе, осуществляет  контроль качества бедаквилина и фармаконадзор. Не соответствует действительности также информация о том, что препарат линезолид производит будто бы только компания TEVA Pharmaceutical Works Private, Ltd. Co (Израиль). Любой может проверить ложность этого утверждения, зайдя на сайт Государственного реестра лекарственных средств.

Туберкулез – это очень серьезная проблема отечественного здравоохранения. К большой радости врачей и пациентов, сегодня смертность от этой болезни в России снижается. Одна из причин этого – эффективная фармакотерапия, основанная на доказательных принципах. Поэтому нельзя относиться к обсуждению вопросов лечения этого заболевания поверхностно и безответственно.

Ирина Васильева — главный внештатный фтизиатр Минздрава России, профессор, доктор медицинских наук, известный эксперт международного уровня, член группы STAG-TB, участвует в предоставлении  рекомендаций  стратегического и технического характера Генеральному директору ВОЗ по вопросам противотуберкулезной помощи и контроля за туберкулезом в мире.