Помните, в России был странноватый министр здравоохранения М. Зурабов? Он еще организовывал закупку в Германии у непонятной фирмы бетонных быстростроек, которые должны были превратиться
в центры высоких медицинских технологий мирового уровня. В них должны были работать по временным контрактам хирурги из Германии, потоки пациентов из-за рубежа должны были потечь в Россию для того, чтобы получить самую лучшую медицинскую помощь… Помните?
Прошло каких-то 10 лет, эти пресловутые бетонные блоки все-таки поставили. Не все, правда, но некоторые сгнили, так и не дождавшись установки. Большинство как-то заработало. Но Монтаны явно не получилось. И без них у нас врачей и больных было больше, чем денег на современное лечение.
Но. как приговаривал Маркс в известном анекдоте, идея-то была хорошая. Она, эта идея извлечения денег из больных, и до сих пор томит сколковцев и собянинцев. Действительно, ведь если есть много больных, а у них есть деньги, то, значит, всего-то много денег, значит, можно их извлечь. Незабвенный О. Бендер так учил.
Иначе трудно объяснить, почему в июне 2015 г. принимается 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Недавно там позаседал мэр Собянин и мы опять узнали, как при Зурабове, что «В составе ММК появятся научные организации, специализирующиеся на разработке, производстве и внедрении лекарственных препаратов, медицинских технологий и медицинских изделий, а также образовательные организации. Здесь будут заниматься повышением квалификации российских врачей и других медработников, в том числе с привлечением международных экспертов.
Ожидается, что создание в Москве международного медицинского кластера позволит обеспечить российских граждан медицинской помощью на уровне лучших мировых стандартов. Это должно сократить масштабы медицинского туризма в другие страны мира. Кроме того, деятельность ММК приведёт к внедрению новейших медицинских технологий и повышению квалификации врачей российских больниц и поликлиник.»
Удивительное дело: в стране кризис, сокращются расходы на здравоохранение, подушевой норматив финансирования снижается второй год, даже пенсии не индексируют под инфляцию. И в то же время набухает очередное Сколково/мундиаль/мост на Русский…медицинский крастер.
Надо сказать, что красть через федеральные законы — дело не новое. Однако, у такого закона есть масса трудно предсказуемых последствий. Например, этот закон по существу создает зону, где не действует система разрешения/лицензирования медицинской и образовательной деятельности, система разрешения и контроля над лекарствами и медицинскими приборами и изделиями. Можно вообразить вариант распространения психомиметиков из «кластера» или волшебных противораковых препаратов. Собственно, федеральный закон и понадобился, чтобы там законы не действовали.
Василий Власов