Блестящий материал

Финансовый механизм системы обязательного медицинского страхования восполняет недостатки бюджетного финансирования. На непосредственное оказание медицинской помощи направляется не более 85% средств Фонда ОМС, подсчитал профессор Высшей школы экономики Фарит Кадыров. От этого страдают все — и пациенты, и врачи, и собственно система здравоохранения.

«Лишние» деньги фонда

Последние два года фонд ОМС живет не по доходам, которые уменьшились из-за экономических сложностей и снижения средней заработной платы — он расходует больше, чем зарабатывает. Но за счет чего он живет не по доходам? За счет остатков 2014 года, которые позволили более-менее адекватно профинансировать 2015 год и добавить средств на 2016-й.

— С одной стороны, это вроде бы хорошо — нашлись дополнительные средства для покрытия дефицита. Но с другой стороны, мы прекрасно понимаем, что эти деньги в 2015 году для медицинских учреждений не были лишними. А фонд их, извините, зажал. На фоне переходящих из года в год остатков мы видим громадную кредиторскую задолженность больниц, — отмечает Фарит Кадыров, заместитель директора Центрального НИИ организации информатизации здравоохранения Минздрава России, профессор Высшей школы экономики.

Баланс бюджета фонда ОМС в 2016 году:

Доход — 1, 6617 трлн рублей
Расход — 1,6 885 трлн рублей
Дефицит бюджета — 26,8 млрд рублей

При этом особое внимание Фарит Кадыров просит обратить на то, как тратятся доходы Федерального фонда ОМС:

— Мы уже привыкли к тому, что они используются для реализации политического решения об увеличении объемов ВМП. Предлагалось даже включить в ОМС все виды ВМП, но простой вопрос возник у главы Счетной палаты Татьяны Голиковой: субъекты финансируются по ОМС пропорционально численности населения? Да, с небольшими коэффициентами. А федеральные клиники располагаются по стране пропорционально численности населения? Нет, они сконцентрированы в Москве и Петербурге. Тогда как территориальные фонды смогут выжить, если за счет усредненного норматива будут «кормить» еще и подавляющую часть федеральных учреждений? Никак. В общем, чиновники додумались отказаться от своего решения. Но деньги для ВМП опять же забрали из ФФОМС — в 2016 году планируется направить 96,7 млрд рублей на оказание медицинской помощи, не включенной в базовую программу ОМС.

Кроме того, отмечает Фарит Кадыров, фонд ОМС выделил Фонду социального страхования 18,8 млрд рублей на родовые сертификаты. Еще 3,2 млрд рублей забрали из бюджета фонда на единовременные компенсационные выплаты врачам, переехавшим работать в село.

— Этого, может быть, даже мало для сельских врачей, но почему деньги выделяются из системы ОМС, а не из федерального бюджета? — недоумевает профессор. — Извините, но это грабеж. Еще 54 млн выделяются на социальную помощь тем, кто приобретает жилье. И так далее, и так далее…

После всех расчетов Минфину показалось, что в фонде ОМС еще остались «лишние» деньги. Из бюджета фонда в федеральный бюджет в этом году передается дотация в 91 млрд рублей на «сбалансированность федерального бюджета».

— Нам понятно, что финансовый механизм системы ОМС восполняет недостатки бюджетного финансирования, но каков итог? Не более 85% средств, а то и не более 80% доходит из системы непосредственно на оказание бесплатной медицинской помощи. Из этой суммы еще заберут свой немаленький кусок территориальные фонды и страховые компании.

На зарплаты врачам опять не хватило

В пояснительной записке к прошлогоднему федеральному бюджету указано, что в 2015 году предусматривается повышение заработной платы врачам на 5,5%. Между тем инфляция составила более 12%. Планируемый рост зарплат в этом году — 5,6%. В пояснительной записке к бюджету-2016 прямо говорится, что это не обеспечит дополнительный рост заработной платы для реализации дорожных карт.

— То есть одной рукой у нас забрали почти пятую часть средств ОМС, а теперь заявляют — надо же, а денег на зарплаты не хватает. Не верьте тому, кто говорит, что бюджет фонда ОМС сбалансирован — он не учитывает средств, необходимых на повышение заработных плат врачам, — говорит Фарит Кадыров.

Денег не хватает, поэтому потребуется поиск новых источников для выполнения «майского» указа о повышении зарплат. Их может быть только два — это средства бюджетов регионов и платные медицинские услуги.

Ожидаемый рост зарплаты в рамках «майских указов»:

В 2014 году рост по сравнению с 2013 годом — 1%

В 2015 году рост по сравнению с 2014 годом — 6,3%

В 2016 году рост по сравнению с 2015 годом — 22,6%

В 2017 году по сравнению с 2015 годом — 40,4%

— Все субъекты разработали дорожные карты повышения зарплат врачам. Теперь правительство им может сказать: «Это ваши программы? Это ваши обязательства? Не хватает денег в ОМС — берите из своего бюджета и выполняйте обязательства любой ценой». Это очень неприятная задача для регионов с их ограниченным бюджетом. Но в итоге проблема с зарплатами брошена на произвол учреждений — денег ни по какому каналу не дают, а с руководителей спрашивают, — отмечает Фарит Кадыров.

Ситуация с нехваткой средств приводит к искажению принципов майский указов, которые направлены в первую очередь на «сохранение кадрового потенциала». Руководство вынуждено сокращать сотрудников, чтобы поднять зарплаты оставшимся.

Источник