Совсем недавно Минздрав представил очередную «концепцию стратегии» — по «борьбе» со СПИД. Она подверглась разгромной критике в прессе, и, прежде всего — в Интернете, менее стесненном обязательствами прославлять деяния министра В. Скворцовой.
Далеко не все критики увидели главную, на мой взнляд, проблему: стратегическое видение Минздрава в упор не видит экономического кризиса и финансовых ограничений.
И вот жалобы больных услышаны, точнее, скорее достигли ушей депутатов, и они использовали это для привлечения внимания к себе. Заодно привлекли и внимание общественности. И мы услышали оценку: в 2015 г. финансирование было достаточным для лечения 200 тыс. чел, а надо лечить 800 тыс.
Это и есть главное препятствие к выживанию у инфицированных ВИЧ — отказ государства от адекватного финансирования здравоохранения.
Очевидно, что проблема не только в большом количестве больных, но и в дороговизне лекарств. В. Покровский утверждает, что снизить цену трудно. Но опыт нашей страны гвоорит — снизить сильно и быстро — можно. В 1990-е и начале нулевых у нас профилактикой и лечением СПИД занималось только государство, и оно умудрялось покупать только очень дорогие лекарства. Как только СПИД занялась честная общественная организация — Открытый институт здоровья — они провели честные тендеры, и уже через год цена снизилась примерно вдвое.
Это снижение цены так не понравилось Минздраву, что Правительство в течение нескольких лет вытеснило общественные организации из сферы работы со СПИД, прежде всего — подорвав их финансирвоание. И теперь вволю закупаются дорогие лекарства и опять цену «нельзя снизить».
Василий Власов