Вот только что мы рассказывали про научную продажу лапши и про то, что ассоциация смертности с животным жиром используется для проталкивания старых идеек
как в самом-самом Ланцете появляется статья с конкурентным анализом данных когортныхъ исследований.
Если вы следите за темой ожирения, то не могли не заметить, что в последние 10 лет от упрощенного подхода толще=хуже наметился более глубокий, предусматриваюший количественные связи и постепенно отрицающий стремление к тощему телу как идеалу здоровья. Естественно, для людей, которые жизнью и финансированием связаны с установленными нормативами (нередко они сами же их и устанавливали), этот сдвиг неприемлем.
Поэтому группа авторов, объединенная в The Global BMI Mortality Collaboration решила заново обобщить сведения о том, как смертность связана с массой тела и, вполне очевидно, доказать, что повышенная масса тела (МТ) — всегда плохо. Даже если избыток МТ невелик. Для этого они обобщили большой объем данных, старательно собранных во всем мире. Потом к нему применили всяческие ограничения. Потом смотрели отдельно здоровых и больных, потом из здоровых исключили курящих. Потом рассматривали не все смерти, а только смерти за пределами первыз 5 лет наблюдения (масса тела может быть под сильным влиянием уже имеющейся болезни). Короче, когда остались только некурящие и здоровые, гипотезу удалось подтвердить: да, с повышением ИМТ более 25 кг/м2 смертность повышается. Однако, если присмотреться, то оказывается, что даже в этой дистиллированной группе людей смертность повышается при ИМТ 25-30 только на 11%. Для когортных исследований это заведомо в рамках ошибки, да и сам размер связи явно слаб. Повышение смертности на 44% наблюдается только у лиц с ИМТ 30-35. Дальше, естественно — хуже. Однако, важно, что у тощих (ИМТ менее 18,5) смертность тоже повышена — на 47%.
Если же мы посмотрим на сырые данные, т.е. описывающие смертность у всех включенных в исследлования людей, то обнаружим, что существенное повышение смертности есть только при ИМТ 35-40. И только при ИМТ 40-60 смертность повышается до той высокой смертности, котрая наблюдается у тощих (ИМТ ниже 18,5, риск повышен на 82%).
Авторы делают упор на том, что даже умеренная избыточная МТ — плохо и должна быть объектом вмешательства (This finding supports strategies to combat the entire spectrum of excess adiposity in many populations.). В действительности они еще раз показали, что в широком диапазоне ИМТ он со смертностью заметным образом не связан.
И уж никак эти данные не доказывают полезности похудания. Нет никаких оснований полагать, что снижение ИМТ от 28 до 23 кг/м2 приведет к снидению риска смерти.
Василий Власов