В пропаганде успехов российского здравоохранения в 2016 г. появился новый элемент. Если раньше, уже ряд лет, снижение общей смертности выдавалось за успех здравоохранения,

то теперь миру были предъявлены успехи и перспективы. Прежде всего, благодаря «диспансеризации» увеличилась доля рака, выявляемого «рано». Соответственно, люди стали лучше выживать (снизилась 5-летняя летальность). И далее, ура, скоро и смертность от рака тоже начнет снижаться. Собственно, она и так снижается, вместе с общей смертностью, но вот скоро совсем сильно начнёт снижаться.

Конечно же, это в лучшем случае не совсем правда. «Диспансеризация» приводит к увеличению доли рано выявляемых случаев рака. Это почти бесспорно. На сколько? Никто не знает. Но точно, и это известно — в разы, увеличивается число ложно положительных результатов. Т.е. выявляются те случаи «рака», которые не собирались расти и не привели бы к болезни во всей продолжительности жизни человека. А при «диспансеризации» его выявляют и лечат. Естественно, если лечить практически здорового человека, то результаты лечения, в том числе выживание в течение 5 лет — лучше. Но получает ли такой человек пользу? Нет, конечно. Только вред.

Самый яркий пример — скрининг на рак простаты. Живет мужчина 60 лет, и живут у него в простате атипичные клетки. И всё хорошо. Делают ему анализ — и пожалуйста. Больной. Хорошо, если не испугается и не удавится, но подвергнется биопсии, ее осложнениям, операции, кастрации, радиотерапии, импотенции и недержанию мочи. Естественно, он будет верить, что ему спасли жизнь. А что ему остается? Урологи, отойдя от своего плодоносного робота, пересчитают деньги и тоже будут довольны. Министр доложит о росте числа высокотехнологичных  вмешательств и снижении летальности от рака.

Кто пострадал? Конечно, больной, которого сделали из здорового. На примере рака простаты — в России с введением в диспансеризацию скрининга с PSA «заболеваемость» раком простаты увеличилась в разы. Но еще пострадала система здравоохранения. В ней и так недостаточно средств для лечения онкологических больных. С появлением новых и новых «рано выявленных» больных конкуренция за скудные ресурсы системы возрастает. Настоящим больным всё меньше и меньше достается средств — радиотерапии, фармакотерапии…

Некоторое время назад в BMJ был опубликован анализ «Почему скрининг на рак никогда не «спасает жизни»». Прочтите, поучительно. А дискуссия в связи со статьей особенно поучительна.

Василий Власов