Светлана Башарова подготовила хороший материал про связь академиков с продвижением гомеопатии. Жаль, что это Лайф
Светлана даже отследила связь с процессом Рэма Петрова. Она, правда, не знает, что Рэм Петров кандидатскую диссертацию защищал на тему самозарождения живого вещества по Лепешинской. Анамнез, однако, накладывает… А я не знал, что он, Р. Петров, работал и работает в экспертизе лекарств и при этом владеет компаниями по разработке и продаже лекарств. Это доступно, видимо, только великим.
Василий Власов
====================
Копирую, на всякий случай
«Комиссия по борьбе со лженаукой РАН на прошлой неделе громко заявила о лженаучности гомеопатии. Парадокс, но многие гомеопатические лекарства в России создавались с активным участием членов РАН.
Российская гомеопатическая империя — компания «Материа медика холдинг». Её основной владелец (82% в уставном капитале) — Олег Эпштейн. С октября 2016 года он является членом-корреспондентом РАН (отделение физиологических наук, секция фундаментальной медицины).
Научные работы 55-летнего Олега Эпштейна связаны в основном с препаратами компании. При этом в 2006 году он стал лауреатом премии правительства «за создание, внедрение в производство и медицинскую практику новых высокоэффективных лекарственных препаратов на основе сверхмалых доз антител к эндогенным регуляторам».
Членом РАН можно стать по результатам голосования. Есть два варианта: или Олега Эпштейна действительно поддерживают академики, или он был выбран случайно (это версия председателя комиссии РАН по борьбе с лженаукой Евгения Александрова).
— Для нас было большой неожиданностью избрание Эпштейна, — сказал Евгений Александров. — Я считаю, это просто бардак, связанный с тем, что стало слишком много членов академии после слияния трёх академий. Перед общим собранием всем членам раздаётся том в три килограмма со сведениями по всем кандидатам. Невозможно разобраться по чужим отделениям. Ну вот так и получилось.
Вот некоторые бренды компании:
— «Анаферон» (для лечения гриппа; изначально позиционировался производителем как гомеопатия, с 2009 года — как не гомеопатическое лекарство; по словам экспертов, это гомеопатия, маскирующаяся под не гомеопатию).
— «Афала» (для лечения предстательной железы; изначально позиционировался производителем как гомеопатия; на прошлой неделе представитель компании просил аналитические агентства не учитывать при анализе рынка это средство как гомеопатическое, потому что оно больше таким не является; Лайфу в компании по этому поводу отказались предоставить комментарий).
— «Импаза» (для лечения эректильной дисфункции; в научных работах, размещённых на сайте компании, препарат называется гомеопатическим; впрочем, производитель наверняка опять старается замаскировать препарат под обычный).
— «Агри» (гранулы гомеопатические, применяются при гриппе и простуде) .
— «Успокой» (гранулы гомеопатические для хорошего сна).
И много других гомеопатических препаратов.
Это единственная из отечественных компаний, чьё средство попало в топ-10 гомеопатических лекарств на российском рынке (данные, которые 6 февраля Лайфу предоставило агентство DSM Group. После этого представитель компании «Материа медика холдинг» и попросил агентство убрать «Афалу» из списка).
Рождение российской гомеопатии
«Анаферон», «Афала», «Импаза» и другие препараты, которые продаёт «Материа медика холдинг», были созданы в Томске, в Научно-исследовательском институте фармакологии и регенеративной медицины имени Е.Д. Гольдберга (при Томском национальном исследовательском медицинском центре РАН).
Как сказано на сайте института, это его важнейшие разработки. Научный руководитель института — 64-летний академик РАН Александр Дыгай. В 2016 году в одном из интервью на ТВ он говорил:
— Наш институт — институт фармакологии регенеративной медицины — разработал препарат «Анаферон» и «Анаферон детский». Нами была продемонстрирована очень высокая противовирусная активность против разных штаммов вирусов.
Александр Дыгай — не единственный член РАН в НИИ им. Е.Д. Гольдберга. Заместитель директора по научной и лечебной работе — член-корреспондент РАН Владимир Удут.
— Наш экспериментальный отдел принимал участие в разработке препаратов «Анаферон», «Импаза», «Афала», — сказал он. — Я считаю, что гомеопатия имеет право на жизнь. Другое дело, что научное обоснование этих вещей чрезвычайно затруднительно. В гомеопатии мы не знаем чёткого механизма действия. Я не вижу аргументированных вещей, которые бы полностью перечёркивали гомеопатию. Моя позиция — позиция стороннего наблюдателя, но я хочу, чтобы это была не война, а аргументы с обеих сторон.
Учёный секретарь института — профессор РАН Глеб Зюзьков. Хотя гомеопатия — гордость его НИИ, сам он относится к ней не очень хорошо.
— Я не принимал участия в разработках, — сказал Глеб Зюзьков. — К гомеопатии всегда относился отрицательно, потому что она не поддаётся моему пониманию.
Он пояснил, зачем лекарства, которые разработал его институт, «Материа медика» перерегистрировала с гомеопатических на обычные.
— Сейчас у общества и медиков сложилось отрицательное отношение к гомеопатии, — сказал он. — Я думаю, поэтому были предприняты усилия, чтобы пойти более сложным путём, зарегистрировав препараты как лекарственное средство. Это вопросы к Минздраву — почему он это разрешил, начинка препаратов осталась прежней.
У самого Александра Дыгая комментарий получить не удалось: он не отвечал на звонки. С Олегом Эпштейном корреспондента Лайфа сотрудник его компании отказалась соединять; от любых комментариев по теме в компании отказались.
Замечательные соседи
Олег Эпштейн буквально окружён академиками — и не только когда работает. Он живёт (по крайней мере, по данным базы СПАРК, является совладельцем одноимённого ТСЖ) в элитном «клубном посёлке» «Монолит» на Ново-Рижском шоссе. Среди совладельцев ТСЖ (всего это 75 человек) — 86-летний академик РАН Рэм Петров, он был вице-президентом РАН в 1988–2001 годы.
Его научная сфера — иммунология, он получил орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за большой вклад в развитие отечественной науки и множество других наград. По данным базы СПАРК, он совладелец компаний «Медицинская иммунология» (отраслевая принадлежность — оптовая торговля фармацевтической продукцией) и «Русген» (отраслевая принадлежность — научные исследования и разработки в области естественных и технических наук).
Интересно, что ранее (как минимум в 2002–2004 годах) он работал в федеральном государственном бюджетном учреждении «Научный центр экспертизы средств медицинского применения» (НЦЭСМП) Минздрава. Как сказано на сайте центра, он «делает разные виды экспертизы при выдаче разрешений на клинические исследования, при регистрации и пострегистрационных изменениях для всех используемых в России лекарств». Проще говоря, одобряет или не одобряет новые лекарства.
Кстати, НЦЭСМП в 2013 году сотрудничал с НИИ им. Е.Д. Гольдберга. Было заключено три контракта на общую сумму 4,5 млн рублей. В частности, закупались «услуги по проведению цикла семинаров и лекций для повышения квалификации по теме «Правила организации и проведения клинических исследований лекарственных средств», а также печатная продукция на эту тему.»