На днях В.В. Власов уже сообщал на этом сайте о сомнительной действительности, скрывающейся за триумфальными рапортами руководителя Федерального медико-биологического агентства России В. Уйбы о запуске в 2018 г. первого в России центра протонной терапии в Димитровграде.
Вчера, как бы в пандан заметке В.В. Власова, Journal of Clinical Oncology представил результаты рандомизированного клинического испытания (РКИ), в котором эффективность и безопасность протонной терапии сравнивалась с интенсивно-модулированной (фотонной) лучевой терапией (ИМЛТ) при местно-распространенном немелкоклеточном раке легкого (http://ascopubs.org/doi/10.1200/JCO.2017.74.0720).
Авторы исследования проверяли гипотезу о меньшем побочном повреждении здоровых тканей без ущерба эффективности при проведении протонной терапии.
Считается, что благодаря физическим свойствам протонов их пучок можно сфокусировать на опухоли, не нанося неприемлемых повреждений окружающим здоровым тканям.
Но, как это часто бывает, эти физиологические соображения на практике не подтвердились. Частота лучевых пневмонитов III степени после ИМЛТ и протонной терапии составила 6,5% и 10,5% соответственно, а частота местных рецидивов — 10,9% и 10,5% соответственно.
Авторы РКИ пришли к выводу, что при лечении немелкоклеточного рака легкого протонная терапия не имеет преимуществ перед ИМЛТ ни в отношении эффективности, ни в отношении безопасности.
Эти результаты согласуются с результатами систематического обзора, опубликованного в 2016 г. Канадским агентством по оценке медицинских технологий и лекарственных препаратов (ttps://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/27336116). Он показал, что имеющиеся сравнительные данные не подтверждают превосходство протонной терапии над обычной дистанционной лучевой терапией с точки зрения клинической и экономической эффективности для большинства показаний при онкологической патологии у взрослых и детей.
Редакционный комментарий во вчерашнем номере Journal of Clinical Oncology напоминает, что строительство центра протонной терапии обходится примерно в 40 раз дороже аналогичного объекта для обычной мегавольтной дистанционной лучевой терапии или ИМЛТ. К тому же, затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание протонного ускорителя значительно превосходят стоимость самой протонной терапии. Поэтому на коммерческий успех таких объектов рассчитывать не приходится.
Например, Центр протонной терапии им. Э. Скрипс в Сан-Диего (Калифорния), строительство которого обошлось в 165 миллионов долларов, был запущен в эксплуатацию в 2011 г., а уже в марте 2017 г. объявил о банкротстве.
Впрочем, в этом отношении сравнение с Россией, конечно же, неуместно. Ведь в нашей стране банкротства похожи на звезды – если их зажигают, то только если это кому-нибудь нужно.

Валерий Аксёнов