Поскольку грипп лечить по-прежнему нечем (не арбидолом же!), постольку сохраняется интерес к последнему препарату, вроде бы эффективному против гриппа — тамифлю.
Напомним, что компания-производитель скрывала данные клинических испытаний, и ученые, анализировавшие данные о тамифлю, не смогли обнаружить уверенно его эффективность. После нескольких лет борьбы за данные компания Рош все-таки предоставила их для анализа. Но не в полном виде. Потом — почти в полном. Наконец, Рош выделила деньги как бы независимым ученым (грант называется «не связанным») , и они провели анализ старых данных еще раз.
Этот мета-анализ, опубликованный в Ланцете (http://www.thelancet.com/journals/lancet/article/PIIS0140-6736%2814%2962449-1/abstract), выполнен по детальным данным, предоставленным компанией-производителем. Соответственно это не просто суммирование отдельных РКИ, а суммирование данных о каждом из пациентов. Такой анализ обычно позволяет получить более точные оценки и, самое главное, проводить анализ в подгруппах (которому, впрочем, обычно не доверяют).
Получается, что прием оселтамивира сокращает длительность клинической картины гриппа на 1 день и число госпитализаций (в 2 раза), а также число осложнений нижних дыхательных путей, требующих назхначения антибиотиков (тоже в 2 раза). Правда, у принимающих тамифлю в 3 раза чаще тошнота и рвота.
Итог: никаких чудес. Большинство противогриппозных препаратов имеют такой эффект (если имеют). Что касается частоты тяжелых осложнений гриппа, то мы помним из прошлого обзора, что оно в исследовании было очень мало, и, соответственно, надежды на этот эффект немного. Наконец, препарат помогает (если помогает) только при гриппе, а не при любой простуде. Поэтому его имеет смысл принимать только тогда, когда есть уверенность в том, что это грипп, и когда он течет тяжело. Впрочем, эти рекомендации тоже не очень уверенные — никто именно такую тактику применения препарата не проверял в испытаниях.
Главное: компания-производитель упорно не проводит новых доброкачественных испытаний, а повторное перетряхивание старых данных служит скорее доказательством того, что, если заплатить ученым больше денег, то они смогут получить лучше результат.
Василий Власов